Казань
Казань
Юрий Манаков Опубликована 13.06.2025 в 17:17

Будущее образования: вызовы, идеи, решения

Могут ли страны с разной культурой, уровнем развития и языками договориться о едином подходе в образовании? В Казани два дня искали ответ на этот вопрос. Именно здесь, в технопарке имени Башира Рамеева, прошёл III Международный форум министров образования "Формируя будущее". Событие собрало делегации из 30 государств, включая 20 действующих министров образования. Участники обсуждали вызовы и тренды, цифровые технологии и инструменты, которые помогут детям учиться в меняющемся мире.

Передовые идеи на старте

До пленарного заседания гости смогли познакомиться с новыми образовательными решениями на выставке российских инноваций. Одним из самых заметных проектов стала цифровая библиотека с 13 тысячами видеоуроков и интерактивной системой "Билет в будущее" — платформой профориентации, которая помогает школьникам осознанно подойти к выбору будущей профессии. Эти разработки вызвали интерес у помощника президента России Владимира Мединского и министра просвещения Сергея Кравцова, которые посетили выставку.

Среди других инициатив — международные программы, призванные продвигать русское образование за рубежом. Так, фонд "Моя история" представил проект, обеспечивающий доступ к учебным материалам на русском языке в 62 странах. А программа "Российский учитель за рубежом" уже реализуется более чем в 30 государствах, обеспечивая преподавателями школы, где есть интерес к российской культуре и языку.

Новая международная оценка — альтернатива PISA?

Открывая главное заседание форума, министр просвещения Сергей Кравцов предложил создать собственную международную систему оценки образования, которая бы учитывала реальные знания и навыки, а не политические взгляды.

"У нас активно развивается взаимодействие со странами БРИКС. Мы готовы делать дополнительные оценки — в дополнение к PISA, PIRLS и КИМ. Мы готовы сделать ещё одну оценку совместно с вами. Она будет не политизирована. Будет оценивать предметные знания, функциональную грамотность, гибкие навыки, кадровый потенциал, развитие образовательной среды", — заявил Кравцов.

Он также предложил сформировать международную рабочую группу, которая займётся разработкой модели этой оценки, и выразил готовность России взять на себя координацию проекта.

История как средство единства

Тему образовательного содержания продолжил помощник президента РФ Владимир Мединский. Он сделал акцент на значении истории в формировании суверенного мышления и национальной идентичности.

"Несколько лет назад президент России поручил Министерству просвещения разработать единую государственную линейку учебников. У нас уже написано 16 томов. Учебники по истории для старших классов появились в школах два года назад, все остальные будут введены с 1 сентября этого года", — подчеркнул он.

Темы и вызовы: ИИ, инклюзия, онлайн

Форум стал не только площадкой для выступлений, но и реальной рабочей дискуссией. Участники обсудили:

  • роль искусственного интеллекта в образовании;

  • перспективы онлайн-обучения и цифровой трансформации;

  • подходы к инклюзивному обучению;

  • современные педагогические технологии;

  • адаптацию образования к быстро меняющемуся рынку труда.

Эти направления показали: несмотря на различия, страны сталкиваются с похожими задачами — сделать образование доступным, гибким, адаптивным и устойчивым к вызовам времени.

Международная кооперация: тенденция будущего

Особое внимание уделялось вопросам сотрудничества. В обсуждениях принимали участие делегации из стран БРИКС, СНГ, Ближнего Востока, Африки и Азии. Впервые на форуме выступили представители Анголы, Буркина-Фасо, КНДР, Сербии, Сомали, Приднестровья и Гагаузии. Это подчёркивает стремление России к расширению международного диалога в гуманитарной сфере и укреплению культурных связей через образование.

Форум стал ещё одним шагом в выстраивании партнерской образовательной политики, где приоритетом становится не соревновательная гонка, а совместное развитие, обмен опытом и укрепление доверия.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Искусственный интеллект и школьники: что может изменить масштабный хакатон вчера в 23:10

Госдума предложила организовать Всероссийский школьный хакатон, который даст подросткам возможность развивать навыки ИИ и стать частью цифровой революции в России.

Читать полностью »
Летний труд в Подмосковье: как школьники зарабатывают и развивают важные навыки вчера в 22:47

Более 20 тысяч подростков в Подмосковье нашли работу в летние каникулы. Какие возможности открываются для молодежи и как это влияет на их развитие?

Читать полностью »
Вместо наказаний: как изменился подход к воспитанию в России вчера в 21:10

Россияне всё реже считают физическое наказание нормой в воспитании. Почему современные методы воспитывают детей без насилия и что изменилось в подходах к обучению?

Читать полностью »
Младенцы и бассейн: когда полезное превращается в риск для здоровья вчера в 20:16

Методика самоспасения для младенцев может быть опасной: фитнес-тренер рассказал о рисках, связанных с погружением детей в бассейн. Что нужно учитывать при обучении плаванию.

Читать полностью »
В РПЦ призвали не делать выбор между детьми и карьерой: сила семьи и важность каждого нового ребёнка вчера в 19:25

Священник РПЦ заявил, что выбор между детьми и карьерой — это ложный выбор. С каждым ребёнком приходят силы и новые возможности, а семья — это ковчег патриотизма.

Читать полностью »
Когда оба родителя не хотят забрать ребёнка: неожиданное решение суда по уникальному делу вчера в 18:42

Необычное дело дошло до Верховного суда: родители после развода отказались воспитывать дочь. Что решила высшая инстанция — и каковы её аргументы?

Читать полностью »
Где рождаются российские дети — и почему их становится меньше вчера в 18:37

Вице-премьер Голикова рассказала, где в России рождается больше детей и почему первоклассников скоро станет меньше. Но цифры не такие однозначные, как кажется.

Читать полностью »
Секрет приёмных списков: кто на самом деле занимает бюджетные места вчера в 17:02

Победители олимпиад занимают всего 1,2% бюджетных мест в вузах. Как они учатся и почему их большинство оказывается в Москве и Петербурге — в новом материале.

Читать полностью »