
Будущее образования: вызовы, идеи, решения
Могут ли страны с разной культурой, уровнем развития и языками договориться о едином подходе в образовании? В Казани два дня искали ответ на этот вопрос. Именно здесь, в технопарке имени Башира Рамеева, прошёл III Международный форум министров образования "Формируя будущее". Событие собрало делегации из 30 государств, включая 20 действующих министров образования. Участники обсуждали вызовы и тренды, цифровые технологии и инструменты, которые помогут детям учиться в меняющемся мире.
Передовые идеи на старте
До пленарного заседания гости смогли познакомиться с новыми образовательными решениями на выставке российских инноваций. Одним из самых заметных проектов стала цифровая библиотека с 13 тысячами видеоуроков и интерактивной системой "Билет в будущее" — платформой профориентации, которая помогает школьникам осознанно подойти к выбору будущей профессии. Эти разработки вызвали интерес у помощника президента России Владимира Мединского и министра просвещения Сергея Кравцова, которые посетили выставку.
Среди других инициатив — международные программы, призванные продвигать русское образование за рубежом. Так, фонд "Моя история" представил проект, обеспечивающий доступ к учебным материалам на русском языке в 62 странах. А программа "Российский учитель за рубежом" уже реализуется более чем в 30 государствах, обеспечивая преподавателями школы, где есть интерес к российской культуре и языку.
Новая международная оценка — альтернатива PISA?
Открывая главное заседание форума, министр просвещения Сергей Кравцов предложил создать собственную международную систему оценки образования, которая бы учитывала реальные знания и навыки, а не политические взгляды.
"У нас активно развивается взаимодействие со странами БРИКС. Мы готовы делать дополнительные оценки — в дополнение к PISA, PIRLS и КИМ. Мы готовы сделать ещё одну оценку совместно с вами. Она будет не политизирована. Будет оценивать предметные знания, функциональную грамотность, гибкие навыки, кадровый потенциал, развитие образовательной среды", — заявил Кравцов.
Он также предложил сформировать международную рабочую группу, которая займётся разработкой модели этой оценки, и выразил готовность России взять на себя координацию проекта.
История как средство единства
Тему образовательного содержания продолжил помощник президента РФ Владимир Мединский. Он сделал акцент на значении истории в формировании суверенного мышления и национальной идентичности.
"Несколько лет назад президент России поручил Министерству просвещения разработать единую государственную линейку учебников. У нас уже написано 16 томов. Учебники по истории для старших классов появились в школах два года назад, все остальные будут введены с 1 сентября этого года", — подчеркнул он.
Темы и вызовы: ИИ, инклюзия, онлайн
Форум стал не только площадкой для выступлений, но и реальной рабочей дискуссией. Участники обсудили:
-
роль искусственного интеллекта в образовании;
-
перспективы онлайн-обучения и цифровой трансформации;
-
подходы к инклюзивному обучению;
-
современные педагогические технологии;
-
адаптацию образования к быстро меняющемуся рынку труда.
Эти направления показали: несмотря на различия, страны сталкиваются с похожими задачами — сделать образование доступным, гибким, адаптивным и устойчивым к вызовам времени.
Международная кооперация: тенденция будущего
Особое внимание уделялось вопросам сотрудничества. В обсуждениях принимали участие делегации из стран БРИКС, СНГ, Ближнего Востока, Африки и Азии. Впервые на форуме выступили представители Анголы, Буркина-Фасо, КНДР, Сербии, Сомали, Приднестровья и Гагаузии. Это подчёркивает стремление России к расширению международного диалога в гуманитарной сфере и укреплению культурных связей через образование.
Форум стал ещё одним шагом в выстраивании партнерской образовательной политики, где приоритетом становится не соревновательная гонка, а совместное развитие, обмен опытом и укрепление доверия.
Подписывайтесь на Экосевер