
Эти героини учат терпеть абьюз — сказки, которые родители критикуют чаще всего
Каждый третий родитель в России сегодня считает: классические детские сказки не так безобидны, как кажется. У героев — психологические травмы, сценарии — полны абьюза, а мораль давно устарела. Такие выводы показал свежий опрос сервиса "Литрес", приуроченный ко Дню защиты детей.
92% опрошенных уверены: персонажи известных сказок страдают серьёзными психологическими проблемами. А 30% родителей и вовсе называют такие произведения токсичными. Проблема, по их мнению, не столько в волшебных сюжетах, сколько в ценностях, которые через них транслируются детям.
Что именно не нравится родителям
Основной упрёк звучит в адрес того, какие модели поведения закладываются в сознание ребёнка. Так, 77% респондентов считают, что сказки формируют у девочек ложные представления о том, как должна вести себя "правильная" женщина.
68% уверены, что истории воспитывают у детей комплекс жертвы, а 62% — что в них слишком явно навязываются патриархальные ценности. Героини — терпеливые и покорные, их цель — дождаться принца. А принц, конечно же, найдётся, если только быть "милой и хорошей".
Топ-5 самых токсичных сказок
На первом месте — "Золушка". Её проблемной назвали 70% участников опроса. За ней следуют:
- "Русалочка" — 51%;
- "Морозко" — 45%;
- "Дюймовочка";
- "Красавица и Чудовище".
Как ни парадоксально, но даже у любимых сказок с хэппи-эндом, по мнению родителей, сюжетные посылы вызывают вопросы.
Что делать с любимыми историями
Несмотря на критику, полностью отказаться от чтения этих сказок родители не спешат. 57% из них признаются: они по-прежнему читают классические истории детям, но теперь делают это с комментариями и разборами.
Ещё 37% уверены, что неоднозначные сюжеты помогают развивать у ребёнка критическое мышление. А 36% придерживаются мнения: гораздо важнее, какие ценности транслируются в семье, чем что написано в книжке.
"Раньше "ждать принца" считалось нормой, а сейчас — не очень. Но отказываться от любимых историй не обязательно: главное, чтобы взрослые сами понимали, чему учат эти сюжеты, и помогали детям разбираться", — говорит редактор художественной литературы Анна Данилина из сервиса "Литрес"
Культурный сдвиг и новые ожидания
Сама постановка вопроса показывает, насколько изменилась культура за последние десятилетия. Если в XX веке сюжет "девочка ждёт принца" воспринимался как идеальная романтическая история, то сегодня он скорее служит поводом для критического разбора.
Кстати, подобные обсуждения не уникальны для России. В Европе и США тренд на переосмысление классических сказок стал особенно заметен после активного продвижения идей равенства и борьбы с гендерными стереотипами. В некоторых странах адаптированные версии сказок выпускаются с современными комментариями, а кое-где — и вовсе исключаются из школьной программы.
Итог
Сказка сказке рознь — и родителям важно помнить: ребёнок впитывает не только слова, но и смыслы. Читать классические истории стоит, но обязательно сопровождать их разговором: "Что ты об этом думаешь?", "А как бы ты поступил(а)?", "Почему героиня ждёт спасения, а не действует сама?"
Так сказка из морального капкана превращается в инструмент воспитания — уже осознанного и современного.
Подписывайтесь на Экосевер