
Детям урезают игровое время: что говорят психологи
Играть можно, но не всем и не всегда — таков лейтмотив обсуждения будущего закона о видеоиграх, которое прошло в Комитете Госдумы по защите семьи, материнства и детства. Один из ключевых вопросов — как ограничить время, которое дети проводят за играми, и не превратить гейминг в свободную зону без правил. Ответ ищут в международной практике, российских реалиях и возможностях современных технологий.
Китайский подход как ориентир
Сегодня наиболее строгие ограничения действуют в Китае. Там несовершеннолетним разрешено играть не более четырёх часов в выходные, а игровые компании обязаны адаптировать свой контент под внутреннюю политику страны. Китайцы внедрили обязательную регистрацию игроков, что позволяет технически "отключать" детей от игр после определённого времени. По мнению многих российских экспертов, именно такой подход мог бы стать примером для нашей страны.
"Взрослые пусть играют сколько хотят, а в отношении детей правила должны быть максимально ужесточены", — подчёркивает глава комитета Нина Останина.
Альтернативные модели: от запретов до доверия
Однако не все страны идут по пути жестких ограничений. В Объединённых Арабских Эмиратах, например, акцент делают на работе с родителями: им объясняют суть популярных игр, побуждая самостоятельно регулировать доступ детей. В Южной Корее, стране с сильной киберспортивной культурой, ограничение касается только ночного времени — детям до 16 лет запрещено играть по ночам. Европа же полагается на систему рейтингов и контроль внутриигровых покупок.
Нужна ли России своя уникальная модель, или стоит скопировать опыт Китая? Этим вопросом задаются как депутаты, так и специалисты.
Кто будет следить за геймингом?
Депутаты уверены: в стране должен появиться уполномоченный орган, который займётся всем, что связано с видеоиграми. Сейчас, как отмечает Нина Останина, не хватает даже правового термина "игровая зависимость". Между тем количество преступлений, совершаемых подростками в социальных сетях, по её данным, за последний год выросло на 74%.
Также, по словам депутата, профильный ИТ-комитет Госдумы подчёркивает, что игры — это не всегда зло: "Для многих происходящее в них — это сигнал "стоп”", — говорит Останина, но признаёт: "доказательных данных, то есть подробных российских исследований на этот счёт, нет".
Пока в парламенте только обсуждают, нужна ли видеоиграм отдельная нормативная база, в Госдуме уже создана рабочая группа, куда вошли представители всех фракций и разных комитетов. Главная задача — собрать и проанализировать международную практику.
Технический контроль и идентификация игроков
Одна из обсуждаемых инициатив — введение трёх вариантов верификации пользователей: через номер телефона, портал госуслуг или биометрию. По словам эксперта в сфере ИТ Станислава Махортова, только после этого можно будет обеспечить автоматическое ограничение доступа детей к играм, например, в ночное время.
"Технической возможности отключать детей от онлайн-игры сейчас нет", — отмечает Махортов. Но с внедрением идентификации через Госуслуги или биометрию ситуация может кардинально измениться. Это позволит точно понимать, кто вошёл в систему — ребёнок или взрослый, — и, соответственно, применять разные игровые сценарии и ограничения.
Игры — удовольствие или риск?
Сегодня геймерство — не просто досуг, а часть жизни миллионов подростков. Однако вместе с этим растёт и тревога: в игры всё чаще включают элементы, которые могут навредить — будь то насилие, внутриигровые траты или пагубное влияние на психику. Особенно уязвимыми становятся дети, которые проводят за мониторами по 4-6 часов в день.
Один из тревожных аспектов — микроплатежи. Дети, пользуясь родительскими картами, могут совершать десятки покупок в день, часто не осознавая реальную стоимость виртуальных предметов. Законопроект предлагает решить эту проблему тоже через верификацию. Если ребёнок подтверждает личность через госуслуги или телефон, система сможет установить лимиты на переводы или вовсе блокировать транзакции.
Где отечественные альтернативы?
Наряду с ограничениями в повестке — вопрос о создании собственных, "правильных" игр. Сегодня на российском рынке практически нет проектов, которые соответствовали бы воспитательным и культурным целям. По мнению депутатов, государство должно стимулировать разработку отечественного контента, безопасного и развивающего.
Как вариант — финансирование через гранты или интеграция образовательных задач в популярные игровые форматы. Это позволит не только оградить детей от вреда, но и создать продуктивную игровую среду внутри страны.
Вместо запрета — управление
Речь не о тотальном запрете, а о системе, в которой гейминг перестанет быть "диким полем". Речь идёт о регулировании, защите интересов детей и их родителей, а также об ответственности разработчиков и государства за цифровую среду, в которой растёт новое поколение.
Подписывайтесь на Экосевер