
Нефтегазовые платформы в Северном море притягивают косяки рыб
''Эффект рифа'' - когда расположенная в море конструкция обеспечивает благоприятную среду для рыб и других подводных обитателей - известен давно. Однако ученые полагали, что влияние этого феномена на морскую фауну довольно незначительно. Британский исследователь выяснил, что количество промысловых рыб, обитающих рядом с искусственными сооружениями, значительно выше предполагаемого.
Ученые-эхтиологи проанализировали данные, полученные от ведущих траулерный промысел рыбаков. Так, общая площадь нефте-газодобывающих платформ с зонами безопасности вокруг них составляет всего 0,08% от территории Северного моря. Однако рыб семейства тресковых - собственно трески, пикши и сайды - там обитает во много раз больше, чем можно было предположить даже с учетом ''эффекта рифа''.
Ученые пока затруднились назвать причину, по которой морские постройки пользуются такой популярностью у фауны: они могут служить пастбищами с обильным кормом или применяться как убежища для нереста и выращивания мальков. Специалисты призывает к дополнительным изысканиям, которые должны также помочь выяснить, не повышают ли отдельные элементы конструкции рыбье население. Если так, то необходимо внести изменения в дизайн ветряных электростанций, активно появляющихся на прибрежном шельфе Великобритании и других североевропейских стран.
Летом и осенью в Северном море начинается путина. Северное море обладает значительными рыбными запасами. В море добывают треску, сельдь атлантическую, креветок, палтус и другие виды рыб. На отмелях рыбу поймать довольно легко, а рыбаков бывает так много, что временами они буквально опустошают море; в связи с этим некоторые государства время от времени вводят запрет на дальнейший промысел некоторых видов. Северное море, до сих пор остающееся одним из важнейших источников энергоресурсов для Норвегии, а также Великобритании, Нидерландов и ряда других стран Европейского союза, - один из важнейших в мире нефтегазоносных районов.
Прилегающие Северному морю промышленно развитые страны уже более 150 лет используют море и впадающие в него реки как свалку. Здесь сильно развито и судоходство. Правда и фауна и флора еще существуют и рыболовство не пострадало, лишь местами наблюдаются случаи острого и хронического отравления. Птицы, соприкоснувшиеся с нефтью, которая вылилась из танкеров, гибнут, так как нефть замасливает их перья, а если она свежая, то действует и как яд. Рыба гибнет там, где вводу попадают ядовитые отходы производства средств защиты растений или соединения меди - например, у голландского и датского побережий.
В открытом море время от времени наблюдаются большие количества снулой рыбы. Связали гибель рыбы со сбросом в море сильно ядовитых промышленных стоков - доказать трудно". Тем не менее известно, что морским организм вредят даже очень малые концентрации органических соединений ртути и кадмия, а также хлорированные углеводороды. Эти вещества, применяющиеся как инсектициды и как сырье для химической промышленности, опасны для морских организмов даже в очень слабой концентрации.