Ученые подсчитали только 20 процентов живых существ на Земле

Количество видов эукариотических организмов на нашей планете примерно равно 8,7 миллиона. Правда, на сегодня описано только 15%, а потому на открытие оставшихся видов у биологов может уйти около пятисот лет.

Карл Линней предложил бинарную номенклатуру для описания видов живых существ и заложил основы современной классификации живого мира более 250 лет назад. За это время было открыто и классифицировано около 1,2 млн видов животных и растений. И чем больше биологи делали открытий, тем чаще они задумывались о том, сколько всего на Земле живого. Примерные оценки варьировались от 3 до 100 млн.

Группа учёных из Дальхаузского университета (Канада) предлагает свой, «наиболее корректный» способ оценки биоразнообразия планеты. По её прикидкам, общее число видов живых существ примерно равно 8,7 млн плюс-минус 1,3 млн. Итак, по расчётам канадцев, в Мировом океане обитает 2,2 млн видов, на суше - 6,5 млн. Животных на планете всего около 7,8 млн видов, грибов - 611 тыс., растений - 300 тыс. При этом растениям повезло больше всего: из них описано 72% видов, тогда как животных - 12%, грибов - только 7%.

Необходимо отметить, что исследователи занимались лишь эукариотами и не пытались предсказать число видов бактерий. С другой стороны, современная систематика - наука динамичная, многие таксоны меняют своё место в иерархии, систематическое положение многих видов не застраховано от изменений.

Согласно исследованию, всего на планете обитает 7,77 миллиона животных, из которых обнаружен только миллион. Из предполагаемых 298 тысяч видов растений систематизированы чуть больше 215 тысяч. При этом 95% видов грибов и 60% одноклеточных животных, по оценкам авторов, остаются не открытыми.
Также отмечается, что сейчас в Международную красную книгу занесено менее 1% видов от общего числа потенциально существующих.

Современные млекопитающие делятся на три группы: яйцекладущие (клоачные), сумчатые и плацентарные. Первые входят в подкласс первозвери, а вторые и третьи объединяются в подкласс звери. Вопрос о том, когда сумчатые и плацентарные разделились, остаётся предметом дискуссий. Находки ископаемых говорят, что это произошло в меловом периоде около 125 млн лет назад, а генетический анализ ДНК современных млекопитающих отодвигает эту дату вглубь времён.

Обнаруженный в Китае частичный скелет маленького существа, похожего на землеройку, заставляет предположить, что дивергенция имела место более 160 млн лет назад. Находка сделана в знаменитых отложениях провинции Ляонин. Вид назвали Juramaia sinensis, то есть «юрской матерью из Китая».
Это самый ранний представитель инфракласса плацентарных из известных науке. Он весил всего 15 г, питался, скорее всего, насекомыми. Сохранившаяся часть скелета (от кончика носа до середины спины) свидетельствует о том, что он неплохо лазил по деревьям.