Минус 12% за три года: почему частные перевозчики уходят, а автобусы остаются пустыми
За три года — с ноября 2022-го по ноябрь 2025-го — в России стало заметно меньше перевозчиков, работающих на городских и междугородних маршрутах. По данным аналитиков проекта "Контур.Фокус", число транспортных компаний снизилось на 12,42%. Тенденция коснулась всех видов общественного транспорта — от автобусов до трамваев и троллейбусов. Эксперты связывают происходящее с усилением требований к безопасности, ростом издержек и укрупнением игроков на рынке.
Основные показатели снижения
Согласно анализу "Контур.Фокус", наибольшее сокращение произошло в автобусных перевозках, однако заметные изменения затронули и электротранспорт.
"В России с 1 ноября 2022 года до 1 ноября 2025 года на 12,42% сократилось число перевозчиков городского и междугороднего транспорта", — сообщили в РБК.
Из сектора трамвайных перевозок за этот период ушло четыре оператора, что соответствует снижению на 7,84%. В троллейбусных перевозках - минус три компании, то есть падение на 6,52%.
"Из трамвайных перевозок ушло четыре игрока, сокращение составило 7,84%, из троллейбусных — три игрока (снижение на 6,52%)", — уточнили в РБК.
Почему рынок сжимается
Эксперты отмечают, что ситуация объясняется не столько кризисом, сколько перестройкой отрасли. Ужесточаются требования к техническому состоянию транспорта, квалификации водителей и прозрачности финансовых потоков.
"Сокращение числа перевозчиков связано с ужесточением отраслевых требований и консолидацией рынка", — отметила аналитик проекта "Контур.Фокус" Вероника Скороходова (АБН24).
Часть мелких операторов не смогла адаптироваться к новым стандартам и ушла с рынка. Крупные компании, напротив, расширяют зоны обслуживания, получая доступ к новым контрактам через муниципальные тендеры. Это делает рынок более централизованным и контролируемым.
Изменения в структуре собственности
Одновременно с сокращением общего числа перевозчиков меняется и структура рынка. Индивидуальные предприниматели постепенно уступают место юридическим лицам.
"Меняется организационная структура рынка: доля ИП в городских перевозках снизилась с 57,69 до 55,76%, тогда как доля коммерческих юрлиц выросла до 20,48%", — добавила Скороходова.
Эксперты считают, что эта тенденция отражает общее направление транспортной реформы — укрупнение предприятий, внедрение единых стандартов и повышение доли компаний с более прозрачной системой управления.
Таблица "Сравнение" — динамика транспортного рынка
| Показатель | Ноябрь 2022 | Ноябрь 2025 | Изменение |
| Общее число перевозчиков | 100% | 87,58% | -12,42% |
| Трамвайные операторы | 100% | 92,16% | -7,84% |
| Троллейбусные операторы | 100% | 93,48% | -6,52% |
| Доля ИП | 57,69% | 55,76% | -1,93 п. п. |
| Доля юрлиц | 19,63% | 20,48% | +0,85 п. п. |
Как это влияет на пассажиров
-
Качество обслуживания может улучшиться: крупные операторы чаще обновляют подвижной состав и внедряют системы безналичной оплаты.
-
Маршрутная сеть может стать менее гибкой — исчезновение малых перевозчиков иногда приводит к сокращению числа рейсов на периферийных линиях.
-
Тарифы пока остаются стабильными, но эксперты не исключают их роста из-за увеличения операционных затрат.
-
Безопасность и контроль со стороны региональных властей усиливаются — все больше компаний работают по стандартам "умного" транспорта.
А что если тренд сохранится
Если тенденция консолидации продолжится, через несколько лет рынок может стать почти полностью корпоративным. Это даст возможность развивать единые стандарты обслуживания, модернизировать инфраструктуру и внедрять "умные" транспортные системы, но может снизить конкуренцию и увеличить зависимость регионов от крупных операторов.
3 интересных факта
-
В некоторых регионах России уже внедряют единую транспортную карту, которая позволяет оплачивать проезд во всех видах транспорта одним способом.
-
В 2024 году в ряде городов стартовали пилотные проекты по электробусам - они постепенно заменяют старые дизельные маршруты.
-
По оценке Минтранса, в ближайшие пять лет планируется обновить до 40% городского подвижного состава за счёт федеральных программ.
FAQ
Почему перевозчиков становится меньше?
Из-за ужесточения требований к транспорту и постепенной консолидации рынка в пользу крупных операторов.
Значит ли это, что транспорт станет дороже?
Не обязательно. Основные тарифы регулируются регионами, но издержки перевозчиков действительно растут.
Как это скажется на пассажирах?
Ожидается улучшение качества и безопасности, но в малых городах возможно сокращение количества частных маршрутов.
Мифы и правда
Миф: сокращение числа компаний ухудшит транспортное сообщение.
Правда: чаще всего уходят мелкие операторы, а их маршруты берут под контроль муниципальные компании или крупные сети.
Миф: индивидуальные предприниматели уходят из-за кризиса.
Правда: причины — новые стандарты безопасности и требования к обновлению транспорта, с которыми не все ИП могут справиться.
Исторический контекст
Российский рынок пассажирских перевозок активно реформируется с начала 2010-х годов. Тогда началось внедрение контрактной системы и цифрового мониторинга маршрутов. В последние годы процесс ускорился: регионы переходят на единые транспортные операторы, а малые компании всё чаще интегрируются в крупные сети. Цель реформы — создать безопасную, прозрачную и устойчивую систему городского транспорта.
Подписывайтесь на Экосевер