салон автобуса
салон автобуса
Алексей Кузьмин Опубликована сегодня в 19:20

Минус 12% за три года: почему частные перевозчики уходят, а автобусы остаются пустыми

За три года — с ноября 2022-го по ноябрь 2025-го — в России стало заметно меньше перевозчиков, работающих на городских и междугородних маршрутах. По данным аналитиков проекта "Контур.Фокус", число транспортных компаний снизилось на 12,42%. Тенденция коснулась всех видов общественного транспорта — от автобусов до трамваев и троллейбусов. Эксперты связывают происходящее с усилением требований к безопасности, ростом издержек и укрупнением игроков на рынке.

Основные показатели снижения

Согласно анализу "Контур.Фокус", наибольшее сокращение произошло в автобусных перевозках, однако заметные изменения затронули и электротранспорт.

"В России с 1 ноября 2022 года до 1 ноября 2025 года на 12,42% сократилось число перевозчиков городского и междугороднего транспорта", — сообщили в РБК.

Из сектора трамвайных перевозок за этот период ушло четыре оператора, что соответствует снижению на 7,84%. В троллейбусных перевозках - минус три компании, то есть падение на 6,52%.

"Из трамвайных перевозок ушло четыре игрока, сокращение составило 7,84%, из троллейбусных — три игрока (снижение на 6,52%)", — уточнили в РБК.

Почему рынок сжимается

Эксперты отмечают, что ситуация объясняется не столько кризисом, сколько перестройкой отрасли. Ужесточаются требования к техническому состоянию транспорта, квалификации водителей и прозрачности финансовых потоков.

"Сокращение числа перевозчиков связано с ужесточением отраслевых требований и консолидацией рынка", — отметила аналитик проекта "Контур.Фокус" Вероника Скороходова (АБН24).

Часть мелких операторов не смогла адаптироваться к новым стандартам и ушла с рынка. Крупные компании, напротив, расширяют зоны обслуживания, получая доступ к новым контрактам через муниципальные тендеры. Это делает рынок более централизованным и контролируемым.

Изменения в структуре собственности

Одновременно с сокращением общего числа перевозчиков меняется и структура рынка. Индивидуальные предприниматели постепенно уступают место юридическим лицам.

"Меняется организационная структура рынка: доля ИП в городских перевозках снизилась с 57,69 до 55,76%, тогда как доля коммерческих юрлиц выросла до 20,48%", — добавила Скороходова.

Эксперты считают, что эта тенденция отражает общее направление транспортной реформы — укрупнение предприятий, внедрение единых стандартов и повышение доли компаний с более прозрачной системой управления.

Таблица "Сравнение" — динамика транспортного рынка

Показатель Ноябрь 2022 Ноябрь 2025 Изменение
Общее число перевозчиков 100% 87,58% -12,42%
Трамвайные операторы 100% 92,16% -7,84%
Троллейбусные операторы 100% 93,48% -6,52%
Доля ИП 57,69% 55,76% -1,93 п. п.
Доля юрлиц 19,63% 20,48% +0,85 п. п.

Как это влияет на пассажиров

  1. Качество обслуживания может улучшиться: крупные операторы чаще обновляют подвижной состав и внедряют системы безналичной оплаты.

  2. Маршрутная сеть может стать менее гибкой — исчезновение малых перевозчиков иногда приводит к сокращению числа рейсов на периферийных линиях.

  3. Тарифы пока остаются стабильными, но эксперты не исключают их роста из-за увеличения операционных затрат.

  4. Безопасность и контроль со стороны региональных властей усиливаются — все больше компаний работают по стандартам "умного" транспорта.

А что если тренд сохранится

Если тенденция консолидации продолжится, через несколько лет рынок может стать почти полностью корпоративным. Это даст возможность развивать единые стандарты обслуживания, модернизировать инфраструктуру и внедрять "умные" транспортные системы, но может снизить конкуренцию и увеличить зависимость регионов от крупных операторов.

3 интересных факта

  1. В некоторых регионах России уже внедряют единую транспортную карту, которая позволяет оплачивать проезд во всех видах транспорта одним способом.

  2. В 2024 году в ряде городов стартовали пилотные проекты по электробусам - они постепенно заменяют старые дизельные маршруты.

  3. По оценке Минтранса, в ближайшие пять лет планируется обновить до 40% городского подвижного состава за счёт федеральных программ.

FAQ

Почему перевозчиков становится меньше?
Из-за ужесточения требований к транспорту и постепенной консолидации рынка в пользу крупных операторов.

Значит ли это, что транспорт станет дороже?
Не обязательно. Основные тарифы регулируются регионами, но издержки перевозчиков действительно растут.

Как это скажется на пассажирах?
Ожидается улучшение качества и безопасности, но в малых городах возможно сокращение количества частных маршрутов.

Мифы и правда

Миф: сокращение числа компаний ухудшит транспортное сообщение.
Правда: чаще всего уходят мелкие операторы, а их маршруты берут под контроль муниципальные компании или крупные сети.

Миф: индивидуальные предприниматели уходят из-за кризиса.
Правда: причины — новые стандарты безопасности и требования к обновлению транспорта, с которыми не все ИП могут справиться.

Исторический контекст

Российский рынок пассажирских перевозок активно реформируется с начала 2010-х годов. Тогда началось внедрение контрактной системы и цифрового мониторинга маршрутов. В последние годы процесс ускорился: регионы переходят на единые транспортные операторы, а малые компании всё чаще интегрируются в крупные сети. Цель реформы — создать безопасную, прозрачную и устойчивую систему городского транспорта.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Оплатил — и остался должен: поддельные счета за коммуналку превращаются в новый массовый вид обмана вчера в 15:08

Поддельные квитанции ЖКХ всё чаще оказываются в почтовых ящиках и в электронке. Разбираем, по каким деталям их вычислить и как не дать мошенникам добраться до ваших денег.

Читать полностью »
Пенсия в 50 тысяч: мечта для избранных или реальный сценарий для тех, кто успеет накопить баллы вчера в 13:50

Как добиться пенсии в 50 тысяч рублей и что для этого нужно — от заработной платы до накопительных баллов.

Читать полностью »
Как не попасться на уловки распродаж? Время шопинга — это искусство вчера в 11:33

Каждый год в России появляются ключевые распродажи, которые помогают покупателям сэкономить. Узнайте, когда и как лучше всего планировать свои покупки.

Читать полностью »
Средний сегмент уходит, а доступный премиум набирает популярность — что это значит вчера в 9:49

Цены на одежду и обувь в России с начала 2025 года растут в пределах инфляции. Эксперты прогнозируют, что в будущем они будут оставаться стабильными с учетом изменений покупательского спроса и экономических факторов.

Читать полностью »
Россия на волне успеха: несмотря на падение цен, экспорт удобрений бьет рекорды вчера в 7:41

Экспорт удобрений из России продолжает расти, несмотря на снижение цен на глобальном рынке. Основным фактором является высокий спрос в странах, поддерживающих партнёрские отношения с РФ.

Читать полностью »
Экономия на большом, но не на вкусном: как булгур и шиитаке вытесняют рис и гречку с полок вчера в 5:26

Несмотря на экономические сложности, россияне увеличили покупки экзотических и дорогих продуктов, таких как киноа, булгур и шиитаке. Почему они готовы платить больше за качество?

Читать полностью »
98% компаний обманывают: как система маркировки выявила псевдопроизводителей в России вчера в 3:12

ЦРПТ выявил 98% псевдопроизводителей в легкой промышленности, используя систему маркировки «Честный знак». Законопроект с прямой ответственностью для таких компаний готовится к введению.

Читать полностью »
Как молодёжь выбирает на распродажах: бренды, скидки и секреты покупок вчера в 1:28

Почти 40% россиян стали чаще совершать покупки на распродажах. Молодежь и мужчины готовы тратить большие суммы на скидках. Какие товары пользуются наибольшим спросом?

Читать полностью »