После 30 лет паузы — снова лайнеры: речные круизы по России становятся модным отдыхом
Перевозки пассажиров речным транспортом в России за девять месяцев 2025 года достигли 11,1 миллиона человек, что на 20,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщил министр транспорта Андрей Никитин на совещании президента РФ с членами правительства.
"По пассажирским перевозкам наблюдаем позитивную динамику. Это результат того, что жители России стали чаще путешествовать внутри страны, а число речных круизных маршрутов увеличилось", — сказал Никитин.
Новая волна интереса к речным путешествиям
Речные круизы и пассажирские маршруты становятся всё более востребованным видом внутреннего туризма. Повышение спроса связывают с модернизацией флота, появлением современных лайнеров и ростом числа маршрутов по Волге, Каме, Дону и другим водным артериям.
Сегодня 110 судов обеспечивают круизные перевозки по более чем 400 маршрутам. Большая часть из них проходит через ключевые города — Москву, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Самару и Волгоград.
Возрождение круизного флота
После тридцатилетнего перерыва в России снова строятся крупные пассажирские лайнеры.
"После тридцатилетнего перерыва введены в строй три новых круизных лайнера. Еще семь судов строятся при государственной поддержке в форме льготного лизинга", — отметил Никитин.
Новые суда отличаются повышенным уровнем комфорта, энергоэффективностью и экологическими стандартами. Их спуск на воду запланирован с 2025 по 2028 годы. Программа обновления флота поддерживается государством — это стимулирует судостроительные предприятия и создаёт новые рабочие места.
Сравнение показателей отрасли
| Показатель | 2024 год (янв-сент) | 2025 год (янв-сент) | Изменение |
| Количество пассажиров | 9,2 млн | 11,1 млн | +20,5% |
| Количество маршрутов | 350 | 400 | +14% |
| Новых судов в эксплуатации | 0 | 3 | - |
Рост популярности речных перевозок подтверждает: россияне всё чаще выбирают внутренние круизы в качестве альтернативы зарубежным поездкам.
Основные маршруты речных круизов
-
Москва — Санкт-Петербург - классическое путешествие по Волго-Балтийскому пути с остановками в Угличе, Горицах и Петрозаводске.
-
Казань — Астрахань - южный маршрут по Волге с выходом к Каспийскому морю.
-
Нижний Новгород — Самара — Волгоград - маршрут по историческим местам Поволжья.
-
Москва — Ростов-на-Дону - путешествие через Оку и Дон с посещением старинных купеческих городов.
-
Пермь — Елабуга — Чайковский - направление по Каме, популярное у жителей Урала.
Строительство гидроузлов — ключ к развитию речного транспорта
Важную роль в росте речных перевозок играют инфраструктурные проекты. В частности, идёт строительство Багаевского гидроузла на Дону и модернизация Городецкого гидроузла на Волге.
"Уже с 2026 года сможем пропускать суда, не дожидаясь полного окончания стройки Багаевского гидроузла. Аналогично в следующем году в режиме временной эксплуатации запустим и Городецкий гидроузел", — сообщил министр.
Это позволит улучшить судоходство, сократить время в пути и снизить затраты на логистику.
Ошибки и риски отрасли
• Ошибка: отставание в строительстве новых судов.
Последствие: дефицит мест на популярных маршрутах.
Альтернатива: расширение программы лизинга и поддержка судостроителей.
• Ошибка: недостаток причалов в малых городах.
Последствие: ограниченный выбор остановок.
Альтернатива: строительство модульных причальных комплексов.
• Ошибка: сезонность перевозок.
Последствие: сокращение загрузки флота зимой.
Альтернатива: развитие зимних экскурсионных маршрутов и стояночных туров.
А что если речные круизы станут круглогодичными?
Эксперты считают, что с развитием обогреваемых судов и модернизацией причалов речной туризм может стать всесезонным. В зимний период возможны тематические круизы по Волге с культурными программами, гастрономическими фестивалями и рождественскими ярмарками.
Плюсы и минусы речных путешествий
| Плюсы | Минусы |
| Экологичный и спокойный вид отдыха | Зависимость от сезона и уровня воды |
| Возможность увидеть десятки городов за одну поездку | Невысокая скорость передвижения |
| Развитие внутреннего туризма | Ограниченный выбор маршрутов зимой |
| Удобство для семей и пожилых туристов | Меньшая инфраструктура вне крупных портов |
FAQ
Сколько стоит речной круиз по Волге?
Цены начинаются от 40-45 тысяч рублей за 5-дневное путешествие, включая проживание и питание.
Когда начинается навигационный сезон?
Основной сезон длится с мая по октябрь, но некоторые маршруты продлеваются до ноября.
Какие новые лайнеры выйдут на маршруты?
В ближайшие годы ожидается ввод семи судов нового поколения, оснащённых каютами класса "комфорт" и экологичными двигателями.
Мифы и правда
• Миф: речные круизы — только для пожилых.
Правда: всё больше молодых туристов выбирают такие поездки ради комфорта и атмосферы.
• Миф: современные суда старые и тесные.
Правда: новые лайнеры строятся с каютами уровня трёхзвёздочного отеля.
• Миф: речные маршруты однообразны.
Правда: ежегодно добавляются новые тематические рейсы — музыкальные, гастрономические и исторические.
Исторический контекст
Речной транспорт в России всегда был частью национальной культуры. Ещё в XIX веке Волга и Дон служили главными торговыми артериями страны. После долгого спада в постсоветский период отрасль начала активно восстанавливаться в 2020-х годах — с развитием туризма, строительством судов и государственной поддержкой речных портов.
3 интересных факта
-
Волга остаётся самой длинной судоходной рекой Европы — 3530 километров.
-
Первый российский речной лайнер был построен в 1820 году.
-
Современные теплоходы расходуют топлива в три раза меньше, чем старые модели 1980-х.
Подписывайтесь на Экосевер