Ученые показали первое фото черной дыры

Первая в мире фотография черной дыры выглядит, как космическое обручальное кольцо. Яркий свет окружает пустоту сверхмассивной черной дыры, в миллиарды раз превышающей массу нашего Солнца, которая скрывается в центре эллиптической галактики, расположенной в 55 миллионах световых лет от Земли, известной как "Мессье 87".

"Теперь мы увидели то, что казалось невидимым", — сказал Шеперд Доулман, астрофизик из Гарварда, который является директором проекта "Телескоп Горизонт событий", глобального сотрудничества по наблюдению в непосредственной близости от того, что он назвал самыми загадочными объектами во Вселенной.

"Одна из величайших привилегий ученого заключается в том, что мы впервые увидим что-то новое", — сказал Эйвери Бродерик, астрофизик из Института периметра и Университета Ватерлоо в Канаде.

"Наши глаза первыми видят изображение черной дыры или открывают новый физический процесс, или каким-то образом разворачивается Вселенная. И тогда у нас есть привилегия поделиться им".

Хотя ученые десятилетиями изучали черные дыры, они до сих пор никогда их не видели. Они создали это первое в мире изображение, наблюдая за светом в радиоволновой части спектра, которая едва избежала тисков черной дыры.

Свет зародился миллионы лет назад в насильственном районе, окружающем черную дыру M87, где перегретый газ вращается с почти световой скоростью. Кольцо света светится ярче на нижней половине изображения, потому что этот материал летит к Земле. В центре черная дыра создала силуэт, сильно искажая то самое пространство-время, через которое проходит свет.

Чтобы сделать снимок, ученые выдержали некоторые из самых экстремальных условий на Земле, от тонкой воздушной высокогорной пустыни Атакама в Чили до отрицательного ледяного ящика Антарктиды. Они собрали данные, используя 8 дальних радиотелескопов, чтобы создать изображение с таким же разрешением, как если бы оно было получено одним гигантским телескопом размером с Землю — в 1000 раз более мелкозернистым, чем любая космическая фотография, сделанная ранее.

Ученые потратили около двух лет на калибровку, анализ, проверку и перепроверку. Лишь после этого они выпустили изображение для журналистов и общественности, а также опубликовали несколько научных работ, описывающих результаты.

"Когда я увидел картину, я был в восторге от нее", — сказал Роджер Блэндфорд, эксперт по черной дыре в Стэнфордском университете, который не принимал непосредственного участия в проекте. Первоначальные измерения тени черной дыры позволяют предположить, что теория общей теории относительности Эйнштейна верна даже в самых экстремальных условиях.

Фото: Event Horizon Telescope

Биологи хотят создать единый атлас всех живых существ на Земле

Создание такого атласа исключит путаницу, связанную с повторным открытием видов, а также поможет решить многие научные проблемы.