Таинственный гений Этторе Майорана

Итальянский физик Этторе Майорана вошел в историю не только благодаря своим гениальным открытиям. Ученый, который навсегда вписал свое имя в историю науки, поразил человечество загадкой своей жизни. Она до сих пор не дает покоя тем, кто тщетно пытается ее разгадать.

Жизнь Этторе Майораны

Этторе Майорана появился на свет в 1906 году, и был одним из четырех детей знатной итальянской семьи. Его отец был известным инженером, заведовал инспекцией связи в Катании. Этторе пошел по стопам своего отца, а также дяди, который трудился физиком в Болонском университете. Мальчик вместе со своим братом поступил на инженерный факультет римского университета. Здесь Этторе знакомится с будущим нобелевским лауреатом в области физики Эмилио Джино Сегрэ и математиком Вольтерра, а затем — и с преподавателем новой кафедры университета Энрико Ферми. Эта новая кафедра была посвящена изучению проблем теоретической физики. С этого момента и началось увлечение Майораны проблемами современной физики. В 1929 году он защитил диплом по радиоактивности ядер и получил научную степень.

Великие открытия гения

В 1932 году Майорана, исходя из трудов супругов Ирен Жолио-Кюри и Фредерика Жолио о неизвестной частице, начал работу над разработкой новой модели ядра, состоящей не из протонов и электронов, а из протонов и новых частиц с нейтральным зарядом и массой. Но, к сожалению, Майорана отказался представить свои труды публике, несмотря на увещевания своего наставника Ферми и других друзей-физиков, которые сразу разглядели в идее Майорана великое открытие. В результате слава открытия нейтрона принадлежит Джеймсу Чэдвику, дошедшему до этой мысли позже Майораны, но, в отличие от итальянского физика, все же опубликовавшем свой доклад. За открытие протон-нейтронной модели ядра Чэдвик был награжден Нобелевской премией.

Увековечил свое имя Майорана и в другой области — изучения загадочного нейтрино. Открытие этой частицы пролило свет на многие космические процессы — солнечную физику, образование сверхновых, нашло применение в земной геологии, ядерной реакции, астрономии. Майорана как раз и предположил существование истинно нейтральных частиц, которые и по сей день известны под названием майорановских частиц, к которым относят и нейтрино.

Необъяснимое исчезновение

Вместе с тем современники отмечают, что Этторе Майорана был весьма странным человеком. Замкнутый, депрессивный, совершенно не амбициозный — за всю жизнь Майорана опубликовал лишь десяток работ, а ценнейшие наброски, сделанные мимоходом на сигаретных пачках, безжалостно выбрасывал.

23 марта 1938 года Майорана снял со счета все свои немалые сбережения и отправился в Палермо, откуда написал директору университета Неаполя о своем "неизбежном решении". 25 марта он дал телеграмму, опровергающую написанное ранее, и сказал, что возвращается. В тот же день он сел на паром из Палермо в Неаполь, но на пристань не сошел. Майорана бесследно исчез.

Самым логичным объяснением исчезновения было предположение о суициде, если бы не неожиданное продолжение истории в пятидесятых годах. Тогда чилийский физик Карлос Ривера во время путешествия по Аргентине остановился в небольшой гостинице. Пожилая хозяйка, увидев на одной из бумаг Риверы имя Этторе Майорана, сказала, что знает человека с таким именем. Вдохновенный Ривера бросился на поиски хоть каких-то следов знакомого старой хозяйки, но ничего не мог найти. Пока в 1960 году в одном из аргентинских ресторанов официант не заметил, что знает человека, который так же, как и сам Ривера, записывает физические формулы на салфетках. "Его зовут Этторе Майорана", — сказал официант, но, к сожалению, не смог сообщить больше никаких сведений об этом человеке…