Что такое красное смещение

Говоря научным языком, красное смещение — это сдвиг линий спектра химических элементов в красную сторону, обладающую большей длиной волны. Впервые данное явление заметил французский астроном Физо в 1848 году. Он вывел гипотезу о том, что при удалении от наблюдателя свет от объекта становится более красным, а при сокращении расстояния — более фиолетовым. После того как данная гипотеза была подтверждена, она позволила сделать множество необыкновенных открытий.

Во-первых, красное смещение объяснило вращение галактик. При анализе света с разных концов одной галактики оказалось, что с одного конца наблюдается красное смещение, а с другого — фиолетовое. Так ученые выяснили, что галактики вращаются. Еще одним удивительным следствием красного смещения стало расширение вселенной.

Дело в том, что галактики, расположенные дальше от Земли, имеют более ярко выраженное красное смещение, чем те, который находятся ближе к нашей планете. Любопытно то, что само смещение растет прямопропорционально расстоянию, что позволяет сделать вывод о большей скорости удаления более далеких галактик. Так и было открыто расширение вселенной. Для того, чтобы понять это, представьте себе поверхность воздушного шарика, на котором карандашом отмечены точки. Эти пометки будут обозначать галактики, звезды планеты и другие объекты нашей вселенной. Фактически, после того как вы нарисовали "галактики" на поверхности шарика, их координаты уже не изменятся. Однако, стоит вам начать надувать этот шарик и его пространство будет расширяться при неизменности координат расположенных на нем объектов.

В 1960-ых годах астроном Хэлтон Арп высказал предположение о том, что квазары имеют собственное красное смещение, которое никак не зависит от расстояния до объекта. Дело в том, что при применении к квазарам закона Хаббла оказывается, что их красное смещение так велико, что скорость их движения должна составлять от 50 до 70 процентов скорости света.

Несмотря на то, что красное смещение — реально существующее явление, ряд физиков все еще ставит его под сомнение. Если говорить точнее, то они подвергают сомнению тот факт, что оно является прямым следствием удаления галактик. Высказываются предположения о том, что красное смещение происходит не из-за все большего удаления галактик от наблюдателя (то есть от Земли), а из-за гипотетической потери фотонами света части своей энергии по мере преодоления огромных расстояний. Данная гипотеза еще не подтверждена и не принята большей частью научного сообщества, ведь неизвестно куда в таком случае девается эта энергия.

Фото: physik.cosmos-indirekt.de