Кольца Сатурна образовались в эпоху динозавров

У Сатурна не всегда были кольца. Они могли возникнуть относительно недавно по космическим меркам — во времена, когда на Земле царствовали динозавры или даже после их исчезновения. Новая публикация, появившаяся в журнале Science, раскрывает некоторые тайны окольцованного газового гиганта.

Возраст колец Сатурна всегда был поводом для горячих дискуссий. Некоторые исследователи полагали, что кольца появились вместе с формированием планеты четыре с половиной миллиарда лет назад из оставшегося после этого льда. Другие были уверены, что кольца планеты молоды и возникли после того, как притяжение Сатурна разрушило оказавшуюся слишком близко к нему комету или ледяную луну.

Одним из способов решить эту задачу было взвесить кольца Сатурна. Кольца изначально состояли изо льда, но со временем потемнели и были загрязнены материалом из внешних краев Солнечной системы. Пару лет назад космический аппарат НАСА "Кассини", отправленный к Сатурну, определил, что кольца загрязнены всего на 1 процент. Если бы ученые смогли взвесить кольца Сатурна, они смогли бы определить, сколько времени потребовалось им на то, чтобы собрать такое количество загрязнения, и таким образом определить их возраст. Ведущий автор нового исследования колец Лучиано Иесс из римского Университета Сапиенца и его коллеги изучили данные, полученные от "Кассини". Во время убийственного падения в атмосферу Сатурна, он успел пролететь между планетой и ее кольцами. Измеряя то, с какой силой аппарат притягивался к кольцам или планете во время финала миссии, ученые вычислили гравитацию и массу Сатурна и его колец.

Во время шести прохождений аппарата между Сатурном и его кольцами на высоте от 2600 до 3900 километров над облаками планеты ученые наблюдали за радиосигналом, шедшим от аппарата к Земле, и по его искажениям смогли понять изменения скорости аппарата с точностью до сотен миллиметров в секунду. Иесс признается, что сам был поражен таким возможностями современных технологий.

Новые данные с "Кассини" позволили вычислить массу колец, которая составляет всего 15, 4 миллионов миллиардов тонн. Самый большой известный астероид Церера имеет массу в 939 миллионов миллиардов тонн.

Все это дает ученым основания утверждать, что возраст колец от 10 до 100 миллионов лет.

Следует напомнить, что еще 66 миллионов лет назад по Земле бродили динозавры. Гибель "Кассини" позволила многое узнать о строении Сатурна. Так, ученые узнали, что атмосферные потоки, находящиеся возле экватора планеты, имеют глубину, по крайней мере, 9000 километров и вращают чудовищные массы газа на четыре процента быстрее, чем слои под ними. При этом потоки имеют скорость 1500 километров в час. Это открытие также стало сюрпризом для ученых, и теперь они пытаются понять, что вынуждает более быструю часть атмосферы иметь столь значительную глубину и что это может рассказать о строении планеты. Новые данные также позволяют предположить, что твердое ядро Сатурна имеет массу от 15 до 18 масс Земли.

Фото: 3wtv. ru

Биологи признали самку китовой акулы самой большой рыбой в мире

Биологи в течение долгого времени не могли понять, кто крупнее — самцы или самки китовых акул.

Биологи раскрыли секрет

Биологи раскрыли секрет "шестого чувства" животных

У некоторых животных есть удивительная способность чувствовать магинтные поля.