Загадочная луна Европа

Европа — самая маленькая из галилеевых лун Юпитера и вторая по близости к этой планете. Это шестая по величине луна в Солнечной системе и известна она, прежде всего, благодаря тому, что под ее поверхностью имеется жидкий океан. Европу назвали так по имени персонажа из греческой мифологии — Европа была одной из многих возлюбленных Зевса и стала королевой Крита. Эта луна была открыта в 1610 году Галилео Галилеем. Находящийся под ее поверхностью океан является наиболее подходящим местом для поиска инопланетной жизни в Солнечной системе, так как условия в нем вполне пригодны для ее зарождения.

Европа лишь немного меньше нашей Луны. Ледяная поверхность этого спутника Юпитера расчерчена длинными линиями разломов. Как и наша планета, Европа имеет железное ядро, мантию и океан соленой воды. Но главное отличие в том, что океан на Европе лежит под слоем льда толщиной от 15 до 25 километров. Предполагаемая глубина океана- от 60 до 150 километров.

Европа совершает оборот вокруг Юпитера за три с половиной земных дня и находится с ним в приливной сцепке, то есть всегда обращена к нему одной и той же стороной. Орбита Европы эллиптическая, и ее расстояние до Юпитера все время меняется. Обращенная к планете-гиганту сторона луны терпит более сильное гравитационное воздействие от нее, чем дальняя сторона. Все это влияет на орбиту Европы, создает приливы, которые производят напряжение и растягивают ее поверхность. Поэтому и возникли ставшие отличительной чертой Европы разломы. Если океан Европы существует, то он может также иметь вулканическую или гидротермальную активность на дне, поставляя таким образом питательные вещества для организмов, которые могут жить в нем. Судя по незначительному количеству наблюдаемых кратеров, поверхность луны имеет возраст от 40 до 90 миллионов лет, что по геологическим меркам чрезвычайно мало. Поверхность Каллисто, другой луны Юпитера, имеет возраст в несколько миллиардов лет. Посреди разломов Европы и на ее поверхности был замечен красновато-бурый материал, состав которого неизвестен, но который может подтвердить высокую вероятность нахождения в океане Европы жизни.

Отправленный НАСА космический аппарат "Галилео" исследовал систему Юпитера с 1995 по 2003 год и совершил множество пролетов мимо Европы. Он выявил странные ямы и купола, которые позволили ученым предположить, что в океане луны происходит конвекция и лед медленно переворачивается под действием идущего снизу тепла. Также космический аппарат обнаружил регионы, которые назвали "землями хаоса", где изломанный ландшафт был покрыт таинственной красноватой субстанцией.

В 2013 году НАСА объявило, что космический телескоп "Хаббл" обнаружил свидетельства того, что Европа может активно выбрасывать воду в космос, что означает геологическую активность на луне. Вскоре были получены подтверждения этого. Будущие экспедиции к Европе будут стараться получить образцы этой воды.

Одно из самых значительных открытий, сделанных "Галилео", заключалось в том, что магнитное поле Юпитера искажалось возле Европы. Измерения указывали на то, что сама Европа создает магнитное поле, поскольку на планете есть электропроводящая жидкость. Основываясь на составе льда Европы, ученые полагают, что создавать это магнитное поле должен океан соленой воды.

В 2020 году должен стартовать космический аппарат "Европа Клипер". Он прибудет к Юпитеру через несколько лет и попытается выяснить, может ли Европа иметь условия, подходящие для жизни. Он совершит 45 пролетов мимо Европы на высоте от 2700 до 25 километров. Его камеры и спектрометры позволят сделать высокоточные снимки луны и выяснить ее состав. Проникающий под лед радар выяснит толщину ледяного покрова и будет искать подледные озера. Магнитометр позволит узнать больше о магнитном поле Европы, что даст ученым представление о глубине и солености ее океана.

Фото: samiskazali. ru