У птерозавров были перья?

Ученые объявили о том, что птерозавры имели перья. Доклад был опубликован в издании Nature Ecology & Evolution. Если данные будут подтверждены, то это отодвинет время возникновения перьев еще на 80 миллионов лет назад, в триасовый период.

Палеонтолог Майк Бентон из Бристольского университета говорит, что их интерпретация щетинок, обнаруженных на птерозаврах, указывает на то, что это перья, как у птиц и динозавров. Таким образом, ученые считают, что перья появились от 160 до 240 миллионов лет назад.

Новое исследование описывает четыре типа покрытия на останках птерозавров, найденных в Китае. Первый тип представляет собой нечто подобное меху, который покрывал головы, тела, хвосты и конечности птерозавров. На части головы и крыльях ученые обнаружили три других типа нитевидных волокон, которые напоминают перья современных птиц. Бентон говорит, что это не было для них сюрпризом, но может изменить учебники.

Ранее возникновение перьевых структур считали уникальным для группы динозавров, которая включает предков современных птиц. Как думали палеонтологи, птерозавры никогда не имели перьев. Но не все соглашаются, что подобное меху покрытие на останках птерозавров является перьями. Исследователь птерозавров Дэвид Анвин из Университета Лестера говорит, что эти волокна не являются перьями или волосами, а представляют собой ткани, которые обычно обнаруживают в крыльях птерозавров. Он указывает, что в исследовании было обнаружено множество волос, но не тканей из крыльев, и считает это проблемой, так как эти ткани должны присутствовать и их легко принять за перья. Анвин описывает птерозавров как существ, которые издалека выглядели похожими на летучих мышей. Считается, что они были насекомоядными и охотились на свою добычу в полете.

Двадцать лет назад перья рассматривались как отличительная черта птиц. Древние существа, имеющие сходство с птицами, такие как археоптерикс, рассматривались в качестве исключения, как «потерянное звено», имевшее скелет динозавра и перья. В 1996 году стало известно о наличии у динозавров перьев. Современные птицы имеют четыре типа перьев, у динозавров же их было намного больше. Останки птерозавров, на которых, как считается, были замечены признаки перьев, имеют возраст в 160 миллионов лет. Ученые использовали микроскопы и спектроскопы для того, чтобы описать эти подобные перьям образования. Исследования спектра показали наличие в образцах меланина и кератина, подтверждающих гипотезу о перьях. Анвин говорит, что и здесь может быть проявлено сходство с тканями из крыльев, которые также имели кератин в составе. Предки динозавров и птерозавров жили 240 миллионов лет назад, в триасовом периоде, и уже тогда могли существовать перья.

Фото: upi.com