Почему человек лишился волосяного покрова

Для современных людей проблема обычно заключается в том, чтобы избавиться от лишних или растущих в нежелательных местах волос. Люди бреют лицо и ноги, выщипывают брови, делают эпиляцию - и все для того, чтобы волос было как можно меньше. У ученых же существует другая проблема - понять, почему у человека так мало волос, на каком этапе и по какой причине мы лишились волосяного покрова, характерного для прочих приматов.

Теоретики эволюции высказывали множество различных гипотез о том, почему человек стал практически лысым в сравнении с другими приматами. По одной теории, это было приспособление к окружающей среде со множеством водоемов и болот. По другой - отсутствие волос помогало уменьшать температуру кожи во время охоты жарким днем. Некоторые ученые считают, что потеря волос на лице была вызвана необходимостью считывать эмоции участников группы и выживанием тех, кто делал это лучше. Но точно никто не знает. Биологи только начинают понимать те процессы, которые сделали человека безволосым. Недавнее исследование, опубликованное в журнале Cell Reports, раздвигает шерсть над этой тайной, добираясь до молекулярного и генетического уровней. Сара Миллар, профессор дерматологии в медицинской школе Перельмана, говорит, что самая большая проблема - это объяснить, почему на разных участках человеческого тела волосы растут по-разному. Длинные волосы на голове и короткие в других местах, при этом совершенно безволосые ладони, участки на запястьях и ступни. По словам Миллар, на данный момент ученые не понимают, как возникли такие различия.

У некоторых млекопитающих имеются области на ступнях и запястьях, на которых нет волос. Но у других, таких как полярные медведи и зайцы, волосы растут и там. Изучив эту область запястья, ученые обнаружили пониженный уровень протеина Dkk2, который и стал главным подозреваемым на роль ответственного за рост волос. Изучение той же области, но безволосой, на коже у мышей, показало высокий уровень этого протеина. Поскольку протеин Dkk2 выступает ингибитором, он может подавлять сигнал, который контролирует рост волос. Ученые сравнили нормальных мышей с теми, у которых имелась мутация, не позволявшая производство их телами Dkk2. У мышей-мутантов волосы росли там, где их не было у нормальных, подтверждая предположение о важности протеина в определении того, будет ли кожа покрыта шерстью. Но этот протеин не может быть полностью ответственным за избавление от волос, и у ученых еще много работы.

Понимание того, как кожа становится безволосой, позволит объяснить и то, почему люди являются приматами без шерсти на теле. Миллар предполагает, что наличие волос на ладонях и запястьях могло мешать в использовании инструментов. Волосы на ногах мешали при прямохождении, в них могли запутываться колючки и налипать грязь. Но потеря волосяного покрова на теле остается загадкой.

Наиболее распространены две теории. Первая, называемая теорией водной обезьяны, считает, что древние предки человека, жившие в африканских саваннах, могли перемещаться в сухой сезон к оазисам или на берега озер, где им приходилось искать пищу по грудь в воде. Поскольку мех является плохой термозащитой в воде, его пришлось поменять на жир. Эта же теория объясняет и необходимость прямохождения, ведь поднявшись, намного удобнее перемещаться и высматривать пищу в воде.

Другая теория говорит о том, что, переместившись из прохладных тенистых лесов в саванну, предки человека были вынуждены потерять мех для терморегуляции, ведь это позволяло им охотиться днем и не перегреваться. На это же указывает и повышенное в сравнении с другими приматами потовыделение у человека.

Некоторые ученые, такие как Марк Пагель из Университета Рединга, считают, что имело место сочетание факторов, а потеря шерсти могла быть хорошим способом контролировать паразитов. Оставшаяся шерсть, такая как волосы на голове, необходима для защиты от солнца, а на других местах сохраняет феромоны и указывает на взросление организма. Пагель считает, что на определенном этапе отсутствие волос помогало вероятным партнерам рассмотреть друг друга и убедиться в отсутствии болезней и паразитов.

Фото: Day.Az