Анатолий Молчанов Опубликована 30.08.2011 в 14:15

Роскосмос нашел причину ЧП со спутником "Экспресс"

Межведомственная комиссия Роскосмоса завершила работу по анализу причин утраты спутника связи "Экспресс-АМ4", запущенного 18 августа с космодрома Байконур. Комиссия пришла к выводу, что в ходе формирования циклограммы работы разгонного блока "Бриз-М" был необоснованно "заужен" временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к не правильной ориентации "Бриз-М" и как следствие к выведению спутника на нерасчетную орбиту, передает РИА Новости.

Как отмечается в сообщении ведомства, остальные системы разгонного блока отработали без замечаний. В связи с этим, комиссия сняла запрет на подготовку к запускам ракет-носителей "Протон" с разгонными блоками "Бриз-М". Руководителем Роскосмоса поручено уточнить график запусков космических аппаратов с использованием ракет-носителей "Протон" на оставшиеся четыре месяца 2011 года.

Ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "Экспресс АМ-4" стартовала с космодрома Байконур 18 августа. При выведении головного блока на орбиту было зафиксировано исчезновение сигнала телеметрической информации. Роскосмос официально подтвердил, что в ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления "Бриз-М", в результате чего "Экспресс-АМ4" был выведен на нерасчетную орбиту. Средствами Системы контроля космического пространства (СККП) Космических войск Минобороны России и американской системы NORAD позже удалось установить параметры орбиты космического аппарата (наклонение - 51,23 градусов, апогей - 20294 километров, перигей - 995 километров, период обращения - 368,39 минут).

В свою очередь, ранее глава Роскосмоса Владимир Поповкин поручил установить степень вины должностных лиц в связи с аварией спутника связи "Экспресс АМ4". Проводится административное расследование степени вины должностных лиц Роскосмоса, Центра имени Хруничева, ФГУП МОКБ "Марс" и ЦНИИмаш.

Важнейшей составной частью системы средств выведения являются разгонные блоки (РБ), называемые также межорбитальными буксирами. Разгонные блоки обеспечивают перемещение выводимых полезных грузов с орбиты на орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории. Для этого РБ должны иметь возможность выполнять один или несколько маневров, связанных с изменением скорости полета, для чего в каждом случае предполагается включение маршевого двигателя. Между этими включениями следуют продолжительные (до нескольких часов) участки пассивного полета по переходным орбитам или траекториям.

В ГКНПЦ им. М.В. Хруничева создан разгонный блок "Бриз-М", предназначенный для замены блоков серии "Д"/"ДМ" и использования в составе РН "Протон-К" и "Протон-М". Новый разгонный блок позволит повысить массу полезной нагрузки, доставляемой на геостационарную орбиту, до 3 т. С 1999 г. РБ "Бриз-М" проходил летные испытания.

РБ "Бриз-М" состоит из центрального блока и окружающего его сбрасываемого тороидального дополнительного топливного бака. Топливный отсек цилиндрический с совмещенным днищем при переднем размещении бака окислителя. Верхнее днище бака окислителя сферическое, а нижнее имеет сложную форму и образует полусферическую нишу. Эта ниша проходит через бак горючего и образована внутренней конической обечайкой бака. Коническая обечайка приварена вверху к нижнему сферическому днищу бака окислителя, а внизу - к нижнему сферическому днищу бака горючего, сообщает kosmos.claw.ru.

Маршевый ЖРД, имеющий возможность многократного (не менее 10) включения, установлен в нише, внутри топливного бака центрального блока. ЖРД малой тяги, работающие на тех же компонентах топлива, что и маршевый двигатель, обеспечивают ориентацию и стабилизацию РБ во время автономного полета, а также поджатие топлива в баках при запусках маршевого двигателя. Установленная в приборном отсеке инерциальная система управления обеспечивает управление полетом РБ "Бриз-М" и его бортовыми системами. РБ оснащен также системой энергопитания и аппаратурой для сбора телеметрической информации и для внешнетраекторных измерений. При создании РБ "Бриз-М" большое внимание было уделено улучшению его эксплуатационных свойств. Так, в частности, заправку РБ компонентами топлива предусматривается производить в заводских условиях с последующей ампулизацией блока.

Принципиальной особенностью конструкции РБ "Бриз-М" является использование многих систем и агрегатов от РБ "Бриз-КМ", созданного для РН "Рокот". Для повышения грузоподъемности РБ "Бриз-М" на нем применены сбрасываемые тороидальные топливные баки помимо основных на центральной части блока. Кислородно-водородный разгонный блок (КВРБ) разрабатывается в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева для использования с РН "Протон-М", а в перспективе - с РН тяжелого класса "Ангара". Создание КВРБ потребовалось для вывода на высокие орбиты перспективных российских космических аппаратов и расширения спектра услуг на рынке коммерческих пусков. Прообразами этого блока стали нереализованный проект ГКНПЦ им. М.В. Хруничева криогенного разгонного блока "Шторм" и созданный для индийской РН GSLV кислородно-водородный блок 12КРБ.

Между тем Роскосмос работает одновременно над расследованием двух крупных аварий: с грузовиком "Прогресс М-12М" и спутником "Экспресс-АМ4". Из-за крушения "Прогресса" американское аэрокосмическое агентство NASA опасается, что Международная космическая станция рискует остаться без космонавтов. В таком случае придется управлять работой МКС в беспилотном режиме, что увеличит вероятность поломок и аварий.

В свою очередь, комиссия, которая занимается на Воронежском механическом заводе выяснением причин сбоя в работе собираемого на предприятиии двигателя 11Д55 (РД-0110) для на третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", пока не нашла нарушений в технологии его производства, сообщил источник в ракетно-космической отрасли. Ранее сообщалось, что нарушения в работе газогенератора стали причиной нештатной работы третьей ступени двигателя ракеты-носителя "Союз-У", которая не вывела на орбиту грузовой корабль "Прогресс М-12М". Двигатель 11Д55 (РД-0110), используемый на третьей ступени, производится на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), где с четверга работает комиссия по выяснению причин нештатной работы двигательной установки. Как уточняется на сайте Центра имени Хруничева, четырехкамерный двигатель с одним турбонасосным агрегатом выполнен по "открытой" схеме, имеет четыре рулевых сопла для управления полетом. Компоненты топлива - керосин и жидкий кислород.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Лето, мозг и кишечник: неожиданные связи вчера в 23:32

Бактерии в кишечнике могут влиять на память и концентрацию. Летом микрофлора особенно уязвима — и это меняет то, как работает наш мозг.

Читать полностью »
Изобретения, которые изменили мир: как появилось колесо вчера в 22:46

Колесо — одно из величайших изобретений человечества, которое стало основой для всех транспортных систем. Как оно появилось и что стоит за его успехом?

Читать полностью »
Генетический сейф: как биология учится шифровать информацию вчера в 21:28

Информация больше не живёт в компьютерах — её прячут в бактериях и клетках. Как работает шифр из ДНК и что будет, если он попадёт не в те руки?

Читать полностью »
Мария Кюри: от Польши до открытия радиоактивности вчера в 20:36

Мария Кюри, первая женщина с двумя Нобелями, раскрыла секреты радиоактивности. Узнайте, как её открытия изменили медицину и науку навсегда.

Читать полностью »
Как мозг реагирует на музыку? Нейробиология звуковых волн вчера в 19:56

Как музыка влияет на наш мозг? Звуковые волны могут активировать разные области мозга, улучшать память, креативность и даже снижать боль. Узнайте, что происходит внутри!

Читать полностью »
Как микробиом влияет на наши решения? вчера в 15:02

Микробиом — это не только часть нашего здоровья, но и ключевой игрок в процессе принятия решений. Узнайте, как микробы могут управлять нашими мыслями и эмоциями!

Читать полностью »
Зубы, черепа и вымысел: как несуществующий человек стал вчера в 3:28

Останки, которые ввели в заблуждение весь научный мир, почти полвека считались сенсацией. Но правда оказалась не под землёй, а за кулисами науки

Читать полностью »
Холодная ядерная реакция: заблуждение или опережение времени? вчера в 2:26

Когда-то считали, что нашли бесконечный источник энергии. Но эксперименты пошли не так — и от идеи отказались. А зря ли? Ответ — в деталях этой истории.

Читать полностью »