Анатолий Молчанов Опубликована 30.08.2011 в 14:15

Роскосмос нашел причину ЧП со спутником "Экспресс"

Межведомственная комиссия Роскосмоса завершила работу по анализу причин утраты спутника связи "Экспресс-АМ4", запущенного 18 августа с космодрома Байконур. Комиссия пришла к выводу, что в ходе формирования циклограммы работы разгонного блока "Бриз-М" был необоснованно "заужен" временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к не правильной ориентации "Бриз-М" и как следствие к выведению спутника на нерасчетную орбиту, передает РИА Новости.

Как отмечается в сообщении ведомства, остальные системы разгонного блока отработали без замечаний. В связи с этим, комиссия сняла запрет на подготовку к запускам ракет-носителей "Протон" с разгонными блоками "Бриз-М". Руководителем Роскосмоса поручено уточнить график запусков космических аппаратов с использованием ракет-носителей "Протон" на оставшиеся четыре месяца 2011 года.

Ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "Экспресс АМ-4" стартовала с космодрома Байконур 18 августа. При выведении головного блока на орбиту было зафиксировано исчезновение сигнала телеметрической информации. Роскосмос официально подтвердил, что в ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления "Бриз-М", в результате чего "Экспресс-АМ4" был выведен на нерасчетную орбиту. Средствами Системы контроля космического пространства (СККП) Космических войск Минобороны России и американской системы NORAD позже удалось установить параметры орбиты космического аппарата (наклонение - 51,23 градусов, апогей - 20294 километров, перигей - 995 километров, период обращения - 368,39 минут).

В свою очередь, ранее глава Роскосмоса Владимир Поповкин поручил установить степень вины должностных лиц в связи с аварией спутника связи "Экспресс АМ4". Проводится административное расследование степени вины должностных лиц Роскосмоса, Центра имени Хруничева, ФГУП МОКБ "Марс" и ЦНИИмаш.

Важнейшей составной частью системы средств выведения являются разгонные блоки (РБ), называемые также межорбитальными буксирами. Разгонные блоки обеспечивают перемещение выводимых полезных грузов с орбиты на орбиту или направление их на отлетные и межпланетные траектории. Для этого РБ должны иметь возможность выполнять один или несколько маневров, связанных с изменением скорости полета, для чего в каждом случае предполагается включение маршевого двигателя. Между этими включениями следуют продолжительные (до нескольких часов) участки пассивного полета по переходным орбитам или траекториям.

В ГКНПЦ им. М.В. Хруничева создан разгонный блок "Бриз-М", предназначенный для замены блоков серии "Д"/"ДМ" и использования в составе РН "Протон-К" и "Протон-М". Новый разгонный блок позволит повысить массу полезной нагрузки, доставляемой на геостационарную орбиту, до 3 т. С 1999 г. РБ "Бриз-М" проходил летные испытания.

РБ "Бриз-М" состоит из центрального блока и окружающего его сбрасываемого тороидального дополнительного топливного бака. Топливный отсек цилиндрический с совмещенным днищем при переднем размещении бака окислителя. Верхнее днище бака окислителя сферическое, а нижнее имеет сложную форму и образует полусферическую нишу. Эта ниша проходит через бак горючего и образована внутренней конической обечайкой бака. Коническая обечайка приварена вверху к нижнему сферическому днищу бака окислителя, а внизу - к нижнему сферическому днищу бака горючего, сообщает kosmos.claw.ru.

Маршевый ЖРД, имеющий возможность многократного (не менее 10) включения, установлен в нише, внутри топливного бака центрального блока. ЖРД малой тяги, работающие на тех же компонентах топлива, что и маршевый двигатель, обеспечивают ориентацию и стабилизацию РБ во время автономного полета, а также поджатие топлива в баках при запусках маршевого двигателя. Установленная в приборном отсеке инерциальная система управления обеспечивает управление полетом РБ "Бриз-М" и его бортовыми системами. РБ оснащен также системой энергопитания и аппаратурой для сбора телеметрической информации и для внешнетраекторных измерений. При создании РБ "Бриз-М" большое внимание было уделено улучшению его эксплуатационных свойств. Так, в частности, заправку РБ компонентами топлива предусматривается производить в заводских условиях с последующей ампулизацией блока.

Принципиальной особенностью конструкции РБ "Бриз-М" является использование многих систем и агрегатов от РБ "Бриз-КМ", созданного для РН "Рокот". Для повышения грузоподъемности РБ "Бриз-М" на нем применены сбрасываемые тороидальные топливные баки помимо основных на центральной части блока. Кислородно-водородный разгонный блок (КВРБ) разрабатывается в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева для использования с РН "Протон-М", а в перспективе - с РН тяжелого класса "Ангара". Создание КВРБ потребовалось для вывода на высокие орбиты перспективных российских космических аппаратов и расширения спектра услуг на рынке коммерческих пусков. Прообразами этого блока стали нереализованный проект ГКНПЦ им. М.В. Хруничева криогенного разгонного блока "Шторм" и созданный для индийской РН GSLV кислородно-водородный блок 12КРБ.

Между тем Роскосмос работает одновременно над расследованием двух крупных аварий: с грузовиком "Прогресс М-12М" и спутником "Экспресс-АМ4". Из-за крушения "Прогресса" американское аэрокосмическое агентство NASA опасается, что Международная космическая станция рискует остаться без космонавтов. В таком случае придется управлять работой МКС в беспилотном режиме, что увеличит вероятность поломок и аварий.

В свою очередь, комиссия, которая занимается на Воронежском механическом заводе выяснением причин сбоя в работе собираемого на предприятиии двигателя 11Д55 (РД-0110) для на третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", пока не нашла нарушений в технологии его производства, сообщил источник в ракетно-космической отрасли. Ранее сообщалось, что нарушения в работе газогенератора стали причиной нештатной работы третьей ступени двигателя ракеты-носителя "Союз-У", которая не вывела на орбиту грузовой корабль "Прогресс М-12М". Двигатель 11Д55 (РД-0110), используемый на третьей ступени, производится на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), где с четверга работает комиссия по выяснению причин нештатной работы двигательной установки. Как уточняется на сайте Центра имени Хруничева, четырехкамерный двигатель с одним турбонасосным агрегатом выполнен по "открытой" схеме, имеет четыре рулевых сопла для управления полетом. Компоненты топлива - керосин и жидкий кислород.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Научная сенсация или манипуляция? Объяснение странных теорий о жизни на Марсе сегодня в 10:26

Странные теории о жизни на Марсе продолжают будоражить умы. Но что из этого правда, а что — манипуляции? Разбираемся в фактах и гипотезах.

Читать полностью »
Как наука объясняет наши сны? сегодня в 9:24

Что говорят о наших снах научные исследования? Как наука объясняет их природу и значение для нашего здоровья и психоэмоционального состояния? Узнайте прямо сейчас!

Читать полностью »
Прогнозы ученых, которые не сбылись: мечты и разочарования сегодня в 8:23

Какие научные прогнозы оказались неверными и какие мечты о будущем не сбылись? Узнайте, как учёные ошиблись в своих предсказаниях и почему их мечты не стали реальностью.

Читать полностью »
Чем опасны научные фейки и как их распознать? сегодня в 7:21

Научные фейки могут повлиять на вашу жизнь и здоровье. Узнайте, как распознать ложные данные и защититься от них, чтобы избежать опасных последствий.

Читать полностью »
Когда ученые спорят: великие научные баталии, изменившие историю сегодня в 6:19

Научные баталии, от которых зависели не только судьбы ученых, но и будущее всей науки. Узнайте, как эти споры изменили наш взгляд на мир.

Читать полностью »
Как микробы могут изменить наш климат? Необычные исследования микробиологии сегодня в 5:17

Микробы могут изменить климат нашей планеты! Узнайте, как эти крошечные организмы могут как спасти, так и ускорить глобальное потепление.

Читать полностью »
В поисках бессмертия: от древнегреческих мифов до современных генной инженерии сегодня в 4:13

От древнегреческих мифов до современных технологий — как наука и генная инженерия приближают человечество к бессмертию и вечной жизни.

Читать полностью »
История самого известного научного заблуждения: сегодня в 3:11

Плоская Земля — миф, который пережил века. Узнайте, как он стал частью современной культуры и почему до сих пор привлекает внимание в XXI веке.

Читать полностью »