Кто открыл, что Земля крутится вокруг Солнца?

Кто открыл, что Земля крутится вокруг Солнца?

Знаменитый ученый Николай Коперник не был первым, кто заявил, что Земля вращается вокруг Солнца. В западной цивилизации астроном из Древней Греции Аристарх Самосский считается первым, кто высказал гипотезу гелиоцентрической вселенной.

В те времена, впрочем, теория Аристарха не получила широкого признания. Прошло 18 веков, прежде чем астроном и математик эпохи Возрождения Коперник предложил математическую модель гелиоцентрической системы.

Яджнавалкья (9 век до нашей эры)

До Золотого Века Греции теории о том, что Солнце является центром "всех небесных сфер", существовали еще в 9 веке до нашей эры, их высказывал индийский философ Яджнавалкья. Об этом он писал в священном индуистском тексте Шатапатха-брахмана: "Солнце связывает эти миры — землю, планеты, атмосферу — и само является нитью". Это является самым ранним записанным представлением о гелиоцентризме, но идею мало кто поддерживал, и в Индии продолжали верить в геоцентрическую модель до тех пор, пока в 17 веке не был изобретен телескоп.

Аристарх (310 — 230 гг. до нашей эры)

В дни Аристарха наша Солнечная система считалась всей вселенной. Люди верили, что Земля находится в центре, а все остальные планеты и сфера с неподвижными звездами вращаются вокруг нее каждый день. Теория Аристарха была революционной. По ней в центре находилось Солнце, а Земля, как и прочие планеты, вращалась вокруг светила. К сожалению, единственная работа Аристарха, которая дошла до нас, не содержит его гелиоцентрической модели, и его идеи об этом приходится собирать из упоминаний у других авторов, таких как греческий биограф Плутарх, философ Секст Эмпирик и математик Архимед. Тем не менее концепция гелиоцентрической модели Солнечной системы встречала яростное сопротивление со стороны тех религий, которые помещали человека и его мир в центр мироздания. Также и некоторые современники, такие как философ Клеанф, были возмущены тем, что Аристарх уменьшил значимость Солнца, поместив его между "неподвижных звезд", критикуя и работы Анаксагора, который за два века до того предположил, что Солнце является звездой, а не богом. Клеанф обвинил Аристарха в безбожии и потребовал его изгнания.

В эпоху Ренессанса Николай Коперник попытался возродить гелиоцентрическую теорию Аристарха и в 1532 году закончил работу над своим манускриптом "О вращении небесных сфер", в которой содержались и таблицы для расчетов движения планет. В модели Коперника Земля была всего лишь еще одной планетой, которая вращалась вокруг Солнца. Боясь того, что Церковь объявит его еретиком, Коперник ждал вплоть до того момента, пока не оказался на смертном одре, чтобы опубликовать свой труд. Случилось это в 1543 году. Вплоть до этого момента Коперник подумывал о том, чтобы не делать свою работу публичной, и собирался передать ее самым надежным и преданным друзьям.

Фото: abc.es