Найти причину шизофрении поможет нейробиология

Появляется все больше исследований, посвященных механизмам возникновения шизофрении. Причины этой загадочной болезни остаются неясными, но ученые надеются, что пролить на них свет поможет нейробиология. В примеру, одно из открытий свидетельствует, что причиной шизофренических галлюцинаций могут быть мутации в гене одного белка.

Причиной слуховых галлюцинаций шизофреников может оказаться повреждение в генетической информации белка дисбиндина. Данная мутация нередко встречается у больных шизофренией, что уже давно наводило ученых на мысли о взаимосвязи этих явлений. А некоторое время назад исследователи к тому же обнаружили, что у большинства шизофреников содержание этого белка в нервных клетках заметно падает.

Мутации в гене дисбиндина ведут к нарушению функционирования нейронов-регуляторов, которые руководят информационными потоками, идущими от слуховых рецепторов. Еще в 2002 году была обнаружена связь одной из аллельных вариаций гена дисбиндина (DTNBP1) с шизофренией. Дальнейшие исследования не дали стопроцентного подтверждения этой версии, но DTNBP1 остается одним из так называемых "генов-кандидатов" - генов, потенциально связанных с развитием какого-либо заболевания.

Чтобы проверить догадку, сотрудники американского Университета Пенсильвании искусственно вызвали мутации дисбиндина у мышей. Как сообщают авторы в публикации научного журнала, у таких мутантов были нарушены процессы обработки звуковой информации. Дело в том, что этот белок входит в состав некоторых регуляторных нейронов, отвечающих за правильную передачу слуховой информации.

В клетках подопытных мышей со "сломанным", то есть мутировавшим дисбиндином эти нейроны переставали выполнять свою функцию - соответственно нарушался и процесс анализа звуковой информации, поступающей в мозг. Причем речь идет не о нарушениях самого слуха, а скорее о нарушении восприятия тех звуков, которые мы улавливаем.

Напомним, одни из наиболее распространенных симптомов - галлюцинации, при которых человек слышит у себя в голове посторонние голоса. Они могут комментировать его мысли и поступки и даже разговаривать между собой. Еще один типичный шизофренический бред - убежденность больного, что его мысли звучат вслух и потому слышны окружающим. Возможно, объяснение этого действительно кроется в нарушении работы слуховых анализаторов в гиппокампе.

Кстати, в 2006 году мутации дисбиндина "обвинили" еще в одной взаимосвязи с шизофренией. Психиатры из больницы Zucker Hillside при Институте медицинских исследований Файнштейна вместе со специалистами Гарвардского партнерского центра генетики и геномики в Бостоне тогда открыли ген, который предположительно влияет на уровень интеллекта. Как ни странно, этим геном оказался все тот же ген белка дисбиндина-1 (DTNBP1).

Ученые выяснили, что этот ген влияет на качество и индивидуальные особенности общей способности к познанию, а его нарушения - на ухудшение познавательных способностей. У группы испытуемых с изменениями в последовательности ДНК в пределах гена дисбиндин способности к усвоению и анализу информации оказались существенно снижены по сравнению с обследованными лицами, не имеющими такой генетической вариации, в двух контрольных группах.

Когнитивные нарушения - также один из частых спутников шизофрении. Как уже говорилось выше, больные могут питать странные (с точки зрения здорового человека) идеи о том, что кто-то тайно влияет на их жизнь, вмешивается в мысли или управляет поступками. В случае непрерывного течения болезни эти проявления сопровождают шизофреника постоянно. Он все время живет с мыслью о кознях потусторонних сил, внеземных цивилизаций или недоброжелателей, может даже жаловаться в правоохранительные органы, вызывать полицию без всяких на то реальных оснований.

Такие больные часто меняют место жительства, пытаясь убежать от воображаемых посягательств - но это, разумеется, не помогает ослабить симптомы. В случае приступообразного течения шизофрении подобные проявления наблюдаются в виде отдельных эпизодов, между которыми наступают периоды просветления. Однако в таком случае психозы выражены более ярко.

Понятно, что подобные отклонения могут разрушить жизнь и личность человека. Однако порой страдания, которые испытывает больной (а многие шизофреники осознают, что больны), а также яркие психотические переживания подталкивают их к творчеству. Среди великих художников, писателей и других людей искусства было множество шизофреников. Шизофренией был болен знаменитый постимпрессионист Ван Гог - он закончил свои дни в психиатрической клинике. Российский художник Михаил Врубель последние восемь лет жизни страдал душевным расстройством, по описанию весьма напоминавшим шизофрению.

На мысль об этой болезни наводило и поведение великого сюрреалиста Сальвадора Дали. К примеру, он всю жизнь придерживался странного правила "не есть бесформенного" - кашеобразная пища почему-то наводила на него ужас. "И если я терпеть не могу шпинат, то только лишь из-за того, что он бесформен, как свобода", - признавался художник.

Николая Васильевича Гоголя симптомы психического расстройства преследовали всю жизнь. Он страдал периодическими зрительными и слуховыми галлюцинациями, периодами апатии и заторможенности, а также ипохондрией (Гоголь был убежден, что все органы в его теле смещены, а желудок и вовсе располагается "вверх дном").

Но гениев, увы, в мире не так много, а тем более - гениев, которые сумели творить, несмотря на болезнь. А вот шизофреников немало: этим психическим заболеванием страдает каждый сотый человек на Земле. В лечении шизофрении нередко применяется психотерапия, но из-за нарушения когнитивных способностей у многих шизофреников она дает весьма ограниченный эффект. Большую надежду ученые возлагают на антипсихотические препараты нового поколения, способные значительно снизить проявления расстройства. Есть надежда, что исследования о нейрофизиологических основах этого явления помогут создать действительно эффективное лекарство.

Так же по теме: Ученые ответили на вопрос об извилинах в мозге человека

Склонность к суициду признали болезнью

Ученые влезли в мозги. Но пока так и не поняли, почему одни люди умнее других

Шизофренические мифы. И факты тоже

Шизофрения - обратная сторона эволюции?

Специалисты нашли на морском дне возможное лекарство от рака

В бухте Троицы Японского моря обнаружили морских червей и медуз, которые содержат соединения, обладающие противораковыми и антибактериальными свойствами.

Oxygene - шины с мхом для очистки воздуха

В 2018 году компанией Goodyear были представлены шины Oxygene. Первое, что бросается в глаза при взгляде на них - наличие мха. И это не модный ультра-реалистичный рисунок, а самый настоящий живой мох, растущий внутри шины.

Загадочное облако Оорта: интересные факты

Названное по имени датского астронома Яна Оорта, иногда также называемое облаком Опик-Оорта, это гипотетическое облако маленьких ледяных небесных тел, как предполагается, окружает нашу Солнечную систему на расстоянии более трех световых лет.

Какие технологии повлияют на нас в самом ближайшем будущем?

От того, насколько стали умными наши телефоны уже становится страшно. Технологии развиваются, и на рынке появились устойчивые лидеры, задающие тренды.