Вся экология Севера

Найти причину шизофрении поможет нейробиология

Появляется все больше исследований, посвященных механизмам возникновения шизофрении. Причины этой загадочной болезни остаются неясными, но ученые надеются, что пролить на них свет поможет нейробиология. В примеру, одно из открытий свидетельствует, что причиной шизофренических галлюцинаций могут быть мутации в гене одного белка.

Причиной слуховых галлюцинаций шизофреников может оказаться повреждение в генетической информации белка дисбиндина. Данная мутация нередко встречается у больных шизофренией, что уже давно наводило ученых на мысли о взаимосвязи этих явлений. А некоторое время назад исследователи к тому же обнаружили, что у большинства шизофреников содержание этого белка в нервных клетках заметно падает.

Мутации в гене дисбиндина ведут к нарушению функционирования нейронов-регуляторов, которые руководят информационными потоками, идущими от слуховых рецепторов. Еще в 2002 году была обнаружена связь одной из аллельных вариаций гена дисбиндина (DTNBP1) с шизофренией. Дальнейшие исследования не дали стопроцентного подтверждения этой версии, но DTNBP1 остается одним из так называемых "генов-кандидатов" - генов, потенциально связанных с развитием какого-либо заболевания.

Чтобы проверить догадку, сотрудники американского Университета Пенсильвании искусственно вызвали мутации дисбиндина у мышей. Как сообщают авторы в публикации научного журнала, у таких мутантов были нарушены процессы обработки звуковой информации. Дело в том, что этот белок входит в состав некоторых регуляторных нейронов, отвечающих за правильную передачу слуховой информации.

В клетках подопытных мышей со "сломанным", то есть мутировавшим дисбиндином эти нейроны переставали выполнять свою функцию - соответственно нарушался и процесс анализа звуковой информации, поступающей в мозг. Причем речь идет не о нарушениях самого слуха, а скорее о нарушении восприятия тех звуков, которые мы улавливаем.

Напомним, одни из наиболее распространенных симптомов - галлюцинации, при которых человек слышит у себя в голове посторонние голоса. Они могут комментировать его мысли и поступки и даже разговаривать между собой. Еще один типичный шизофренический бред - убежденность больного, что его мысли звучат вслух и потому слышны окружающим. Возможно, объяснение этого действительно кроется в нарушении работы слуховых анализаторов в гиппокампе.

Кстати, в 2006 году мутации дисбиндина "обвинили" еще в одной взаимосвязи с шизофренией. Психиатры из больницы Zucker Hillside при Институте медицинских исследований Файнштейна вместе со специалистами Гарвардского партнерского центра генетики и геномики в Бостоне тогда открыли ген, который предположительно влияет на уровень интеллекта. Как ни странно, этим геном оказался все тот же ген белка дисбиндина-1 (DTNBP1).

Ученые выяснили, что этот ген влияет на качество и индивидуальные особенности общей способности к познанию, а его нарушения - на ухудшение познавательных способностей. У группы испытуемых с изменениями в последовательности ДНК в пределах гена дисбиндин способности к усвоению и анализу информации оказались существенно снижены по сравнению с обследованными лицами, не имеющими такой генетической вариации, в двух контрольных группах.

Когнитивные нарушения - также один из частых спутников шизофрении. Как уже говорилось выше, больные могут питать странные (с точки зрения здорового человека) идеи о том, что кто-то тайно влияет на их жизнь, вмешивается в мысли или управляет поступками. В случае непрерывного течения болезни эти проявления сопровождают шизофреника постоянно. Он все время живет с мыслью о кознях потусторонних сил, внеземных цивилизаций или недоброжелателей, может даже жаловаться в правоохранительные органы, вызывать полицию без всяких на то реальных оснований.

Такие больные часто меняют место жительства, пытаясь убежать от воображаемых посягательств - но это, разумеется, не помогает ослабить симптомы. В случае приступообразного течения шизофрении подобные проявления наблюдаются в виде отдельных эпизодов, между которыми наступают периоды просветления. Однако в таком случае психозы выражены более ярко.

Понятно, что подобные отклонения могут разрушить жизнь и личность человека. Однако порой страдания, которые испытывает больной (а многие шизофреники осознают, что больны), а также яркие психотические переживания подталкивают их к творчеству. Среди великих художников, писателей и других людей искусства было множество шизофреников. Шизофренией был болен знаменитый постимпрессионист Ван Гог - он закончил свои дни в психиатрической клинике. Российский художник Михаил Врубель последние восемь лет жизни страдал душевным расстройством, по описанию весьма напоминавшим шизофрению.

На мысль об этой болезни наводило и поведение великого сюрреалиста Сальвадора Дали. К примеру, он всю жизнь придерживался странного правила "не есть бесформенного" - кашеобразная пища почему-то наводила на него ужас. "И если я терпеть не могу шпинат, то только лишь из-за того, что он бесформен, как свобода", - признавался художник.

Николая Васильевича Гоголя симптомы психического расстройства преследовали всю жизнь. Он страдал периодическими зрительными и слуховыми галлюцинациями, периодами апатии и заторможенности, а также ипохондрией (Гоголь был убежден, что все органы в его теле смещены, а желудок и вовсе располагается "вверх дном").

Но гениев, увы, в мире не так много, а тем более - гениев, которые сумели творить, несмотря на болезнь. А вот шизофреников немало: этим психическим заболеванием страдает каждый сотый человек на Земле. В лечении шизофрении нередко применяется психотерапия, но из-за нарушения когнитивных способностей у многих шизофреников она дает весьма ограниченный эффект. Большую надежду ученые возлагают на антипсихотические препараты нового поколения, способные значительно снизить проявления расстройства. Есть надежда, что исследования о нейрофизиологических основах этого явления помогут создать действительно эффективное лекарство.

Так же по теме: Ученые ответили на вопрос об извилинах в мозге человека

Склонность к суициду признали болезнью

Ученые влезли в мозги. Но пока так и не поняли, почему одни люди умнее других

Шизофренические мифы. И факты тоже

Шизофрения - обратная сторона эволюции?

Загрязнение атмосферы Севера: серьезная проблема

Северные ландшафты сильнее всех подвержены антропогенному воздействию. Чтобы восстановить нарушенные земле природе потребуется огромное количество лет.

Пизония: растение-убийца

Приятные глазу растения с широкими, иногда окрашенными в белый или жёлтый оттенки листьями.

Экологически чистая мебель: миф или реальность?

Экологичность производства дошла и до наших домов.

Какую роль играют тропические леса и чем грозит планете обезлесение?

Тропические леса распространены во всем мире - в Западной и Центральной Африке, Южной и Центральной Америке, Индонезии, Юго-Восточной Азии и Австралии - на всех континентах, за исключением Антарктиды.

Тайна появления золота на Земле

Мы расскажем вам, откуда во Вселенной появилось золото. Эта история заставит вас изменить отношение к этому металлу. Ибо она по настоящему захватывающая.

Интересные факты о снегирях

Большинство из нас видело снегирей воочию и вскользь любовалось этой яркой птичкой -всполохом алого на фоне облепленных снегом ветвей. Снегирь является постоянным персонажем новогодних открыток, нередко появляется на страницах детских книг. Предлагаем узнать об этой птичке подробнее.

Как неандертальцы пережили ледниковый период

Вы никогда не задумывались, как неандертальцы пережили ледниковый период? Условия были очень суровые, да и местные животные не оставляли в покое. Ученые сейчас говорят о том, что выжить им помогла забота друг о друге. Особенно в плане оказания друг другу медицинской помощи.

Ученые США рассказали, что привело к эволюции человечества

Ученые из Америки выдвинули новую гипотезу, указав ранее неизвестные факторы, которые, по их мнению, и могли стать «спусковым механизмом» для развития эволюции человека.