
18 мая -- Международный день музеев
Об этом уникальном музее -- статья Валерия Громака, калининградского корреспондента информационного партнера “Экологии Севера”, интернет-издания “ПРАВДА.Ру”.
Практически с любой точки здания они смогут полюбоваться самым главный экспонат музея - знаменитым научно-исследовательским судном Витязь”. Застывшее в центре Калининграда судно, внесшее неоценимый вклад в российскую и мировую науку об океане, является третьим судном с таким именем в летописи морских исследований.
Первым был паровой корвет “Витязь”, который в 1871 году доставил Н. Миклухо-Маклая на Новую Гвинею в район залива Астролябия, названный позднее берегом Миклухо-Маклая. Во время плавания экипаж корвета открыл и описал пролив, получивший имя корабля. Не менее знаменит и другой “Витязь”, на котором адмирал С. О. Макаров в 1887 году совершил переход из Вальпараисо в Иокогаму, произведя целенаправленные гидрологические исследования. Их результаты изложены Степаном Осиповичем в замечательной книге “Витязь в тихом океане”, удостоенной первой премии Академии наук в 1894 году.
Вклад же в изучение Мирового океана третьего “Витязя”, который ныне занимает почетное место в центре Калининграда, и вовсе неизмерим. Вот только несколько красноречивых цифр, которые приводит в своих воспоминаниях ветеран исследовательского флота академик Е. Крепс.
За 65 экспедиционных плаваний “Витязь” оставил за кормой 800 тысяч миль, что примерно равно сорока кругосветкам. В этих рейсах принимали участие специалисты из 65 институтов страны, а также ученые из 14 стран.
Ими описано боле 1100 новых видов и установлено более 170 новых родов, 25 новых семейств, отрядов животных и растений, на географические карты нанесено более 50 новых географических названий.
Словом, можно без преувеличения сказать, что ни одно из современных открытий, связанных с изучением Мирового океана, не обошлось без участия третьего “Витязя”. И сегодня патриарх отечественного флота, любая часть его такелажа, каждый механизм или приспособление являются историческими реликвиями.
Взять, к примеру, огромную корабельную лебедку. Ее барабан, на котором намотано 14 килограммов толстого стального троса (ваера), расположен в нижнем трюме, так как многотонная тяжесть этого троса, находись она на палубе, заметно бы отразилась на остойчивости судна. С этой лебедкой связано одно из самых замечательных открытий “Витязя”.
По программе Международного географического года с “Витязя” выполняли промер глубин Марианского желоба. Когда эхолот зафиксировал минимум, с помощью лебедки в специальном боксе на дно спустили фотокамеру. Сделали семь снимков, и вдруг трос оборвался. Ударившись о дно, камера восьмой и последний раз осветила вспышкой вечную темноту Марианской впадины. Но главное уже было сделано. А вскоре ученые точно рассчитали глубину этого места - 11022 метра! Никто ни до этого, ни после больших глубин в океане не зафиксировали.
Или взять вертушку лага, отсчитавшую первые 10 тысяч миль, пройденные “Витязем”. На ней дарственная надпись академику П. Ширшову - первому директору Института океанологии АН СССР. По сути дела этот прибор отсчитывал не только мили, но и выдающиеся открытия нашего времени. Одно из них среди океанологов считается “сенсацией номер один”, суть которого в следующем. Долгое время никто не сомневался, что глубины более 6 тысяч метров безжизненны.
Еще в 1948 году шведский океанолог Ганс Петерсон высказал предположение: на глубинах более 6,5 километра жизнь вообще невозможна. При этом он ссылался на французского физиолога Фонтена, который установил, что даже бактерии гибнут в барокамере при давлении, соответствующем таким глубинам.
Исследования, проведенные коллективом научных работников на экспедиционном судне “Витязь”, опровергли это утверждение. Наши океанологи добыли в Курило-Камчатской впадине рыб с глубины около 8000 метров.