Школы закрывать не будут – Айсен Николаев обозначил границы оптимизации образования
Оптимизация в системе образования Якутии должна решать накопившиеся проблемы, но не за счёт качества обучения и интересов детей. Этот принцип Глава республики Айсен Николаев обозначил в ходе традиционного Послания Государственному Собранию (Ил Тумэн), определив рамки и приоритеты предстоящих изменений. Об этом говорится в официальных материалах правительства Якутии.
Оптимизация без ущерба учебному процессу
Айсен Николаев подчеркнул, что структурные изменения и упорядочение штатных расписаний недопустимо проводить в ущерб учебному процессу. В частности, он отдельно акцентировал внимание на необходимости безусловного сохранения объёмов и часов изучения родных языков, указав на персональную ответственность Министерства образования и науки за соблюдение этого требования.
Глава республики заявил о необходимости выработки новой схемы развития и размещения организаций общего образования. Она должна быть увязана с пространственным развитием территории и учитывать долгосрочные социально-демографические прогнозы, а не ситуативные решения.
Роль муниципалитетов и сроки
Правительству Якутии, Министерству образования и науки совместно с Министерством экономического развития поручено до 1 марта 2026 года представить детальный план оптимизации. Отмечено, что работа должна вестись с обязательным участием органов местного самоуправления и быть направлена на устранение системных перекосов в сфере образования — крупнейшей по объёму бюджетного финансирования.
Конечной целью обозначен выход на оптимальный баланс, который в первую очередь обеспечивает качество образовательных услуг, а не формальное сохранение существующих структур.
Кадры, штаты и зарплаты
Айсен Николаев отдельно отметил, что речь не идёт о закрытии школ и детских садов. Вместе с тем необходимо отходить от практики принятия решений исключительно в пользу сохранения рабочих мест, прежде всего в административно-управленческом звене.
Он указал на случаи, когда в малокомплектных школах число заместителей руководителя существенно превышает федеральные нормативы, а в ряде районов штатные расписания необоснованно раздувались, включая работников с оплатой труда на уровне МРОТ. Такая практика названа недопустимой.
Отдельно подчеркнута необходимость анализа уровня зарплат педагогов, которые сегодня существенно различаются при сопоставимых условиях. Поставлена задача разработки и внедрения единых и справедливых нормативов по всей республике.
Профильное обучение и инфраструктура
Глава Якутии отметил прогресс в развитии единой системы образования и подготовке кадров для растущей экономики. Уже в 70% школ открыты профильные классы, в том числе политехнической направленности. Ряд школ выдает выпускникам свидетельства о получении рабочей специальности одновременно с аттестатом, и эту практику предложено расширять.
Продолжается масштабное обновление инфраструктуры. С 2020 года в республике введены 62 школы и 36 детских садов, капитально отремонтировано более 100 объектов, включая арктические районы. Более 40 тысяч детей получили возможность учиться в улучшенных условиях.
Цифровые решения и сохранение села
Сохранение села как основы родных языков и культуры остаётся приоритетом, однако существующие дисбалансы вынуждают семьи переезжать в города. Для выравнивания условий предлагается активнее использовать цифровые технологии и сетевые формы обучения.
Все образовательные организации обеспечены бесплатным доступом в интернет, а за пять лет в рамках нацпроекта "Образование" поставлено более 11 тысяч единиц цифрового оборудования. Достигнутый уровень цифровой зрелости позволяет расширять дистанционное обучение, включая отдалённые и малокомплектные школы.
Подписывайтесь на Экосевер