Путешествие с таймером: как одна система изменила правила въезда в ЕС и ударила по аэропортам
Европейские аэропорты столкнулись с новым испытанием: цифровизация пограничного контроля уже начала заметно влиять на привычный ритм путешествий. Пассажиры всё чаще проводят в очередях часы вместо минут, особенно на популярных международных направлениях. Новая система задумывалась как шаг к упрощению процедур, но на старте она обнажила целый ряд уязвимостей. Об этом сообщает издание The Independent.
Новая система и первые сложности
Речь идёт о системе въезда-выезда ЕС (Entry-Exit System, EES), которая официально начала работу 12 октября. Она предусматривает цифровую регистрацию граждан стран, не входящих в Евросоюз, с фиксацией биометрических данных и информации о каждом пересечении границы. По замыслу европейских властей, EES должна повысить уровень безопасности и в перспективе сократить время проверок.
На практике первые недели работы показали обратный эффект. По оценке Совета международных аэропортов Европы (ACI Europe), средняя продолжительность паспортного контроля выросла примерно на 70%. В крупных авиаузлах задержки быстро накапливаются, превращаясь в многочасовые очереди. В условиях плотного трафика даже опытные пассажиры сталкиваются с трудностями ориентации в терминалах, где всё чаще выручают единые системы указателей и навигации, о которых ранее рассказывали в материале про аэропортную навигацию для пассажиров.
"Цифровая пограничная схема ЕС уже приводит к трёхчасовым очередям на паспортном контроле, поскольку пограничные службы не справляются с резким ростом времени проверки", — отмечается со ссылкой на представителей аэропортов Европы в публикации издания.
Почему проблема может усилиться
Дополнительное напряжение создаёт поэтапное внедрение системы. Сейчас через EES проходят около 10% путешественников, однако к 9 января 2026 года этот показатель планируют увеличить до 35%. Это означает, что нагрузка на пограничные службы и инфраструктуру аэропортов вырастет в разы, если процессы не будут оптимизированы заранее.
Особенно много времени занимает первичная регистрация, когда пассажиру необходимо сдать отпечатки пальцев и сделать фотографию. В условиях длинных очередей растёт риск пропустить стыковки или задержаться на выдаче багажа, где даже мелкие детали могут сыграть роль — например, советы о том, как ускорить получение чемодана с помощью наклейки "Хрупкое" становятся неожиданно актуальными.
"Существенные неудобства уже испытывают пассажиры, а работа аэропортов осложняется, хотя порог регистрации граждан третьих стран пока установлен всего на уровне 10%", — заявил генеральный директор ACI Europe Оливье Янковек.
Реакция отрасли и возможные решения
На фоне растущего недовольства ACI Europe призвала Евросоюз срочно пересмотреть подход к внедрению EES. В организации подчёркивают, что не выступают против самой системы, но настаивают на более гибком и реалистичном графике запуска, с учётом технических и кадровых возможностей аэропортов.
Специалисты отрасли отмечают, что подобные сложности характерны для большинства масштабных цифровых реформ на старте. В долгосрочной перспективе EES действительно может упростить контроль и сделать пересечение границы более предсказуемым. Однако без дополнительных инвестиций в оборудование, обучение персонала и информирование пассажиров риски затяжных сбоев сохраняются.
Для путешественников это означает необходимость закладывать дополнительное время на перелёты и пересадки, особенно при въезде в Шенгенскую зону из стран вне ЕС. В ближайшие месяцы система EES станет своеобразным стресс-тестом для европейской авиационной инфраструктуры и покажет, насколько быстро она способна адаптироваться к цифровым изменениям.
Подписывайтесь на Экосевер