Закрывают сезон, открывают другой: как Чукотка первой отработала новую систему северного завоза
Итоги северного завоза на Чукотке с участием единого морского оператора подвели на совещании под руководством министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова. По данным региональных властей, все поставленные задачи выполнены в полном объёме, а результаты пилотного проекта признаны успешными. Об этом сообщает ИА "Чукотка".
Эффективность новой системы доставки
В заседании приняли участие представители регионов, где реализуется программа северного завоза. Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов и спецпредставитель госкорпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов подвели итоги навигации-2025.
Чукотка стала первым регионом России, где Единый морской оператор (ЕМО) обеспечил полный цикл доставки жизненно важных грузов. За сезон компания перевезла 152,44 тысячи тонн нефтепродуктов и 6,77 тысячи тонн продовольствия и попутных грузов.
"По плану завоза в навигацию-2026 предполагается доставка 200,26 тыс. тонн нефтепродуктов и 6 тыс. тонн продовольствия. Также прорабатывается вопрос привлечения единого морского оператора к реализации угольной программы на территории округа", — сообщили в окружном департаменте промышленной политики.
Соглашения и планы на 2026 год
На совещании власти региона и ЕМО подписали новое соглашение о перевозках и утвердили дорожную карту на предстоящую навигацию. Это позволит заранее спланировать графики поставок, состав судов и объёмы грузов.
В 2026 году единый морской оператор продолжит работу не только на Чукотке, но и в шести других арктических и дальневосточных регионах России. Уже подписано соглашение с правительством Хабаровского края. Расширение программы призвано повысить надёжность северного завоза и снизить риски сбоев в поставках топлива и продовольствия.
Северный завоз как часть нацпроекта
Напомним, Чукотка стала пилотным регионом по внедрению механизма единого морского оператора. Соглашение о запуске проекта губернатор Владислав Кузнецов подписал в 2024 году на Петербургском международном экономическом форуме совместно с "Росатомом" и Минвостокразвития.
Для комплексной организации морских поставок была создана компания "РосатомАрктика", входящая в состав госкорпорации "Росатом". Её задача — централизованно управлять логистикой, оптимизировать маршруты и обеспечить доставку грузов в труднодоступные арктические районы.
В Минвостокразвития отметили, что пилот на Чукотке доказал эффективность новой модели, которая позволяет объединить ресурсы государства и бизнеса для устойчивого снабжения северных территорий.
Подписывайтесь на Экосевер