Anapa resort. Sea view from the High shore
Anapa resort. Sea view from the High shore
Елена Власова Опубликована 25.10.2025 в 6:39

Черное море кипит под поверхностью: учёные объяснили, почему мазут возвращается

Прошел почти год после крушения двух танкеров с мазутом в Керченском проливе, но последствия этой трагедии до сих пор отзываются на побережье Краснодарского края. Осенью 2025 года власти вновь фиксируют нефтяные пятна у берегов Темрюка и Тамани. Экологическая ситуация, казалось бы, начала стабилизироваться, но новые сообщения о загрязнении показывают: катастрофа продолжается.

"900 тонн мазута уже идёт к берегам Темрюка, Тамани. Это вторая серия эпопеи с танкерами. Можно искать виноватых, но нужно просто убирать, и на это будет задействован резервный фонд края", — заявил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

Новое пятно и старые проблемы

На заседании Законодательного собрания Краснодарского края губернатор сообщил, что остатки мазута вновь движутся к побережью. Причины повторного загрязнения пока не установлены, но власти уже направили дополнительные ресурсы на очистку береговой линии.

Тем временем в оперативном штабе региона сообщили о восстановлении защитных валов в Анапе. Эта мера должна предотвратить попадание нефтепродуктов на пляжи, особенно с учётом надвигающегося шторма.

"Превентивные меры приняли после изучения спутниковых снимков, зафиксировавших в море пятно. Предположительно, это скопление нефтепродуктов", — пояснили в администрации.

Репортаж с побережья

Журналисты местных изданий уже побывали в зоне риска. По их словам, берег пропитан знакомым запахом топлива, а песок вновь усеян сгустками мазута.

"Когда мы подошли к берегу, то ощутили этот жуткий запах нефти, похожий на бензин. Последний раз такое чувствовали здесь же в декабре 2024-го. На песке встречаются сгустки, но многое уже убрали", — рассказали корреспонденты 93. RU.

Несмотря на опасность, местные жители продолжают гулять вдоль моря, а отдельные туристы даже не отказываются от купаний, уверяя, что "ничего страшного” не происходит.

Откуда снова взялся мазут

Официальных подтверждений новых утечек пока нет. Члены правительственной комиссии, отвечающие за ликвидацию последствий аварии, утверждают, что затонувшие части судов герметичны. Однако эксперты считают, что загрязнение могло произойти по нескольким причинам.

Версия 1. Нарушение при установке саркофагов

После аварии танкеры решили накрыть специальными саркофагами, чтобы предотвратить утечки. По одной из версий, мазут мог вытечь при установке защитных конструкций, особенно если при монтаже были нарушены герметичные соединения.

Версия 2. Климатическая

Согласно другой гипотезе, виноваты природные процессы.

"В Черном море есть тёплый, прогретый верхний слой. Осенью, когда воздух холодный, начинается зимняя конвекция: тёплая вода опускается всё ниже. Мазут, осевший на дно, прогрелся, стал менее вязким и начал подниматься на поверхность", — пояснил гидрограф Сергей Станичный.

По словам специалиста, осенью 2025 года вода в районе Анапы прогрелась до +18 °C на глубине до 60 метров. Именно там, где ранее осели нефтепродукты, началось их постепенное всплытие и перемещение течением к берегу.

Сравнение: прошлогодняя авария и нынешняя ситуация

Показатель Декабрь 2024 Октябрь 2025
Масштаб загрязнения Катастрофический выброс мазута (более 10 тыс. тонн) Локальные пятна, до 900 тонн загрязнений
Реакция властей Эвакуация, мобилизация служб МЧС Превентивные меры, контроль со спутников
Поведение населения Паника, закрытие пляжей Частичная тревога, туристы всё ещё купаются
Состояние экосистемы Массовая гибель рыбы и птиц Постепенное восстановление, но следы загрязнения сохраняются

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: несвоевременное удаление остатков мазута после аварии.
    Последствие: повторное загрязнение при изменении температуры воды.
    Альтернатива: установка герметичных саркофагов с контролем утечек и регулярным мониторингом дна.

  • Ошибка: слабое информирование туристов о рисках.
    Последствие: купание в загрязнённой воде, возможные отравления.
    Альтернатива: онлайн-карта загрязнений, предупреждения в отелях и на пляжах.

  • Ошибка: недостаточный учёт климатических факторов.
    Последствие: непредсказуемые всплытия нефтепродуктов.
    Альтернатива: прогнозирование конвекций с помощью моделей Росгидромета.

А что если экосистема уже не восстановится?

Экологи предупреждают: даже если новые выбросы прекратятся, восстановление морской экосистемы займёт годы. На дне по-прежнему лежат тяжёлые фракции мазута, а в донных осадках сохраняются токсичные соединения.

В то же время в регионе развиваются проекты экологического мониторинга: специалисты из Сочинского национального парка и Кубанского госуниверситета проводят регулярные анализы воды, песка и морских организмов.

Плюсы и минусы текущих мер

Плюсы Минусы
Активное реагирование властей и выделение резервных средств Отсутствие долгосрочной стратегии утилизации мазута
Восстановление защитных валов и береговых укреплений Недостаток официальной информации о причинах загрязнения
Контроль ситуации через спутники и лабораторные анализы Туризм по-прежнему страдает из-за репутационных рисков

FAQ

Опасно ли купаться в Черном море сейчас?
В местах, где фиксируются мазутные пятна, — да. Контакт с нефтепродуктами может вызвать кожные реакции и отравления.

Можно ли увидеть мазут невооружённым глазом?
Да, он проявляется как тёмная плёнка на воде или чёрные сгустки на песке.

Кто отвечает за уборку загрязнений?
Очистку ведут региональные службы МЧС, Росприроднадзор и волонтёрские экологические отряды.

Будут ли наказаны виновные в аварии?
Расследование продолжается, но официальные итоги пока не опубликованы.

Мифы и правда

  • Миф: мазут со временем растворяется и исчезает.
    Правда: он оседает на дне и может подниматься вновь при изменении температуры.

  • Миф: загрязнение ограничилось Керченским проливом.
    Правда: нефтепродукты дрейфуют вдоль побережья, достигая Анапы и Тамани.

  • Миф: очистка уже завершена.
    Правда: работы продолжаются, и полное устранение последствий займёт годы.

3 интересных факта

  1. Мазут способен сохраняться в воде и на песке до 15 лет без разложения.

  2. Даже тонкая нефтяная плёнка толщиной 1 мм может блокировать кислород для морской флоры и фауны.

  3. После катастрофы в 2024 году в регионе зафиксировали снижение численности дельфинов на 30%.

Исторический контекст

Катастрофа в Керченском проливе произошла в декабре 2024 года, когда два танкера столкнулись во время шторма. Тогда в море вылилось более 10 тысяч тонн мазута. Авария стала крупнейшей за последние десятилетия экологической трагедией на Черном море. Несмотря на масштабные операции по ликвидации последствий, природа продолжает напоминать о ней спустя год — новыми пятнами, запахом топлива и тревожным ожиданием следующей волны загрязнения.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Оскар Конюхов рассказал, как ИИ экономит расходы на путешествия сегодня в 15:47
Когда выгоднее покупать билеты — в воскресенье или в четверг? Искусственный интеллект уже знает ответ

Искусственный интеллект уже помогает туристам выбирать лучшие маршруты, а теперь — ещё и экономить. Как технологии меняют подход к планированию путешествий?

Читать полностью »
Безвиз сделал Китай лидером новогоднего туризма — ФедералПресс сегодня в 7:29
Конфуций, роботы и пиво из шланга: чем удивит Китай на Новый год — россияне открывают новые маршруты

Безвизовый режим сделал Китай фаворитом зимнего сезона. Что ждёт россиян — древняя мудрость, пивные улицы или роботы на рынках Поднебесной?

Читать полностью »
В России развивается сельский туризм — Путешествия, туризм, наука вчера в 22:10
Город устал — пора на ферму: как туристов учат печь хлеб и доить коз в российской глубинке

Фермы России становятся новыми центрами отдыха и обучения. Почему все больше путешественников меняют пляжи на запах сена и хруст свежего хлеба?

Читать полностью »
Ретропоезд Чайковский экспресс продолжит рейсы в 2026 — правительство Удмуртии вчера в 18:18
Пельмени выходят на новый уровень: как Удмуртия превращает зиму в туристический магнит

Фестиваль пельменей, ретропоезда и новые маршруты делают Удмуртию одним из самых насыщенных направлений зимнего туризма в 2026 году.

Читать полностью »
ЮНЕСКО напоминает о памятниках, находящихся под угрозой исчезновения вчера в 14:05
Успеть, пока не станет поздно: исчезающие сокровища планеты, которые стоит увидеть сейчас

Некоторые чудеса мира тают на глазах, другие еще можно спасти. Какие памятники могут исчезнуть уже при жизни нынешнего поколения?

Читать полностью »
Поход в горы требует особого уровня подготовки — альпинист Киселев вчера в 13:40
Не обувь и не рюкзак: альпинист назвал главное условие первого похода в горы

Альпинист Денис Киселев рассказал EcoSever, какое условие является обязательным для первого похода в горы.

Читать полностью »
Новый круизный маршрут свяжет Владивосток и Камчатку — PrimaMedia вчера в 10:19
Океан вместо трассы: маршрут Дальнего Востока, что перевернёт представление о путешествиях по России

На Дальнем Востоке запускают новый круизный маршрут, который соединит Владивосток, Сахалин и Камчатку и может изменить формат путешествий по региону.

Читать полностью »
Блогер Лисейкина объяснила, почему не стоит брать чемоданы в поезда вчера в 6:31
Не ешьте курицу и не верьте бабушкам: роковые ошибки, которые россияне совершают в поездах

Тревел-блогерша рассказала, какие ошибки чаще всего совершают пассажиры в поездах. Почему жареная курица и доверчивость к соседям могут обернуться проблемой?

Читать полностью »