Человек с книгой и задумчивым взглядом
Человек с книгой и задумчивым взглядом
Юрий Манаков Опубликована сегодня в 16:32

Художественная литература развивает навык, который делает людей умнее и добрее

Университет Малаги: чтение художественной литературы развивает способность понимать мысли других людей

На первый взгляд кажется, что чтение романов — просто форма отдыха. Но исследования когнитивной психологии доказывают: художественная литература способна развивать социальный интеллект и тренировать так называемую теорию разума - умение понимать чувства, намерения и мысли других людей.

Что такое теория разума

Теория разума (или mind theory) — это способность человека приписывать другим ментальные состояния: эмоции, желания, убеждения, цели. Благодаря ей мы можем угадывать мотивы поведения, предсказывать реакции и строить отношения. Без этого навыка общение превращается в хаос.

Учёные из Университета Малаги (Испания) показали, что чтение художественных произведений является одним из самых эффективных способов развития этой способности. Особенно полезна литература, где персонажи сложны, а их внутренний мир многослоен.

"Художественная проза действует как симулятор человеческих эмоций, позволяя читателю переживать чужие чувства, не покидая собственной комнаты", — пояснила когнитивный психолог Мария Гонсалес, участница исследования.

Пример Джейн Остин: роман как лаборатория сознания

Одним из лучших "учебников" теории разума исследователи назвали романы Джейн Остин, прежде всего "Гордость и предубеждение". Уже в первых главах героиня Элизабет Беннет становится свидетельницей того, как мистер Дарси нелестно отзывается о ней, не подозревая, что его слова слышат другие. С этого момента между героями начинается сложная игра восприятия, домыслов и чувств.

Читатель оказывается в уникальном положении: он видит ситуацию одновременно снаружи и изнутри, наблюдая, как персонажи строят гипотезы о мыслях друг друга.

Например, Элизабет размышляет, что Дарси считает её гордой, а Дарси, в свою очередь, предполагает, что она к нему равнодушна. Читателю приходится удерживать в голове несколько уровней рассуждений:

  1. Что чувствует Элизабет.

  2. Что она думает о чувствах Дарси.

  3. Что Дарси предполагает о её отношении.

Так возникает рекурсия — цепочка мыслей о мыслях, которая заставляет мозг работать на пределе возможностей.

Почему мозг реагирует на литературу как на реальную жизнь

Современные нейропсихологические исследования показывают, что во время чтения активируются те же зоны мозга, что и при реальном социальном взаимодействии — прежде всего префронтальная кора и височные доли, отвечающие за эмпатию и распознавание эмоций.

Когда мы читаем сцену диалога или внутреннего конфликта персонажа, мозг моделирует её как настоящую ситуацию. Поэтому сложные произведения — это не просто история, а интеллектуальная тренировка.

"Художественный текст даёт возможность безопасно "примерить" чужое сознание. Это тренирует эмпатию и расширяет социальное воображение", — добавил когнитивный исследователь Рафаэль Кордова.

Несобственно-прямая речь — инструмент погружения в чужое сознание

Одним из литературных приёмов, благодаря которым Джейн Остин добивается эффекта "вживания" в персонажа, является несобственно-прямая речь. В таких фразах голос автора сливается с мыслями героя: читатель не всегда может точно сказать, кто говорит — рассказчик или персонаж.

Это заставляет постоянно быть внимательным, различать подтексты, искать эмоциональные противоречия. Таким образом, читатель активирует те же когнитивные механизмы, которые нужны для понимания людей в реальной жизни.

Пример из романа

Когда Элизабет размышляет, почему Дарси избегает её, автор передаёт мысли героини без прямого указания:

"Он, должно быть, презирает её за резкость; а может, наоборот, слишком много о ней думает?"
Подобные фразы стирают границы между автором и персонажем, и мозг читателя вынужден расшифровывать эмоциональные слои текста, словно головоломку.

Чтение как социальный тренажёр

Исследования показали, что люди, регулярно читающие художественную литературу, лучше справляются с задачами на распознавание эмоций и намерений по мимике, жестам и интонациям. Этот эффект не наблюдается при чтении нон-фикшн, новостей или технических текстов.

Такой вид чтения усиливает когнитивную гибкость и помогает понимать сложные социальные ситуации, что особенно важно в эпоху цифровой коммуникации, где невербальные сигналы часто теряются.

Как литература тренирует мозг

Механизм Как проявляется в чтении Результат
Перспектива Понимание точки зрения персонажей Развитие эмпатии
Рекурсивное мышление "Мысли о мыслях" Укрепление теории разума
Эмоциональная симуляция Переживание чувств героев Повышение эмоционального интеллекта
Лингвистическая неоднозначность Распознавание подтекста Тренировка интерпретации и аналитики

Теория разума и современный человек

Чтение сложных текстов требует концентрации, но именно оно возвращает способность к глубокому мышлению. В мире коротких сообщений и визуальных стимулов роман становится своего рода "фитнесом для мозга".

Психологи отмечают, что регулярное чтение художественной прозы повышает толерантность, способность к сотрудничеству и эмоциональную устойчивость. Люди, привыкшие анализировать внутренний мир героев, легче находят общий язык с другими.

Мифы и правда

Миф: теория разума врождённая и не развивается.
Правда: навык "чтения мыслей" формируется в детстве, но может совершенствоваться всю жизнь — в том числе через литературу.

Миф: психологические романы слишком сложны для обычного читателя.
Правда: именно их сложность делает чтение полезным для мозга.

Миф: художественные книги бесполезны в цифровую эпоху.
Правда: они тренируют навыки, которые не заменит искусственный интеллект — эмпатию и понимание мотивов.

Три интересных факта

  1. В экспериментах Университета Малаги участники, читавшие Джейн Остин, на 25 % лучше определяли эмоции на лицах незнакомцев.

  2. Мозг читателя художественной прозы активирует те же зоны, что и при реальном наблюдении за людьми.

  3. Эмпатические навыки, развиваемые через литературу, повышают эффективность в командной работе и лидерстве.

Исторический контекст

Идея о воспитании чувств через литературу появилась ещё в XVIII веке, во времена самого расцвета английского романа. Джейн Остин, Лоуренс Стерн и Генри Филдинг видели в своих книгах не только развлечение, но и школу морали и сочувствия. Сегодня когнитивная наука лишь подтверждает то, что интуитивно понимали писатели: искусство слова способно формировать человека.

Чтение становится не просто культурным актом, а практикой эмоционального интеллекта - тихой, но мощной тренировкой ума и сердца.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

На Биопром-2025 представили российский препарат Сурфактант-БЛ для восстановления лёгких сегодня в 7:45
Россия показала уникальное средство для спасения дыхания в экстремальных условиях

На "Биопром-2025" в Геленджике представили российский препарат "Сурфактант-БЛ" — уникальное средство для восстановления лёгких после техногенных катастроф.

Читать полностью »
ВОЗ предупредила о росте устойчивости бактерий к антибиотикам сегодня в 6:25
ВОЗ: из 90 новых антибиотиков лишь 5 способны справиться с супербактериями

ВОЗ предупреждает: антибиотики теряют силу, а супербактерии эволюционируют быстрее. Мир может столкнуться с "тихой пандемией" неизлечимых инфекций.

Читать полностью »
Учёные выявили нейронный механизм, отвечающий за подавление чувства голода сегодня в 5:27
Без диет и таблеток: найден способ безопасно снижать аппетит

Учёные нашли в мозге "переключатель голода": его активация снижает аппетит даже при дефиците энергии и открывает путь к новым способам лечения ожирения.

Читать полностью »
Учёные СО РАН изготовили алмазы, пригодные для использования в квантовых исследованиях сегодня в 4:39
Самый прочный материал Земли стал носителем самых хрупких данных

Учёные СО РАН создали алмазы, способные хранить фотонную энергию при комнатной температуре — шаг к квантовой памяти будущего.

Читать полностью »
Учёные сообщили о росте устойчивых к антибиотикам инфекций у новорождённых сегодня в 3:30
Учёные предупреждают: супербактерии атакуют новорождённых по всему миру

Учёные предупреждают: рост числа супербактерий делает лечение новорождённых всё труднее, а новых детских антибиотиков катастрофически не хватает.

Читать полностью »
Исследования показывают, что йога повышает гибкость и снижает уровень стресса сегодня в 2:27
Йога — не для гибких: пять заблуждений, которые мешают начать

Йога — это не растяжка и не религия. Учёные доказали: она укрепляет тело, снижает стресс и подходит даже людям старше 60 лет.

Читать полностью »
Учёные оценили ущерб от рекордных пожаров в Амазонии сегодня в 1:54
Амазония горела, как никогда: ущерб от пожаров сравнили с выбросами целой Германии

Учёные оценили последствия рекордных пожаров в Амазонии: выбросы углекислого газа сравнялись с годовыми показателями Германии.

Читать полностью »
Метаанализ показал: несколько минут активности в день заменяют полноценную тренировку сегодня в 0:20
Новый подход к фитнесу: короткие нагрузки действуют не хуже марафона

Учёные доказали, что короткие активные паузы — например, подъём по лестнице — повышают выносливость не хуже спортзала.

Читать полностью »