Мамонт в ледниковом периоде
Мамонт в ледниковом периоде
Светлана Ёлкина Опубликована сегодня в 14:33

Чем может закончиться глобальное потепление? Парадокс – новым Ледниковым периодом

Исследование UCR: глобальное потепление может привести к новому ледниковому периоду

Традиционно ученые считают, что климат Земли регулируется естественными процессами выветривания горных пород. Эти процессы — медленные, но надежные, и они играют важную роль в поддержании температуры планеты. Однако недавнее исследование, проведенное учеными из Калифорнийского университета в Риверсайде (UCR), добавляет неожиданный элемент в эту картину и показывает, что глобальное потепление может в конечном итоге привести к ледниковому периоду.

Что такое углеродный цикл и как он регулирует климат?

В классической теории углеродного цикла говорится, что дождь захватывает углекислый газ (CO₂) из атмосферы, который затем взаимодействует с горными породами, особенно с силикатами, такими как гранит. Растворяясь, породы поглощают углекислый газ, а растворённый кальций переносится в океан, где соединяется с углеродом и образует известняковые отложения, фиксируя углерод на сотни миллионов лет.

"Когда планета нагревается, породы выветриваются быстрее, и процесс поглощения углерода активизируется, что способствует охлаждению планеты", — объясняет геолог Энди Риджвелл из UCR. Таким образом, природная система выветривания помогает поддерживать баланс температуры.

Почему этого недостаточно?

Однако геологические данные показывают, что ледниковые периоды в ранней истории Земли были намного более экстремальными, чем можно объяснить с помощью простого выветривания. В таких периодах вся планета могла покрыться льдом, и этот процесс не был связан с обычным "мягким" регулированием температуры. Здесь, как оказывается, недостает одного важного элемента: фосфора.

Роль фосфора в углеродном цикле

Когда уровень CO₂ в атмосфере увеличивается, фосфор начинает интенсивно смываться в океаны. Этот процесс стимулирует рост планктона, который активно поглощает углерод. При разложении водорослей на морском дне расходуется кислород. Чем больше планктона, тем больше фосфора циркулирует в воде. Это создает петлю обратной связи: больше питательных веществ ведёт к росту планктона, который, в свою очередь, поглощает ещё больше углерода и удаляет кислород из океанов.

Таким образом, океан становится более эффективным в связывании углерода, что приводит к охлаждению планеты. Когда этот процесс выходит из-под контроля, Земля может начать охлаждаться гораздо быстрее, чем ожидается.

Моделирование климатической системы Земли

Компьютерное моделирование, проведённое учеными, показало, что усиление этого механизма может привести к новому ледниковому периоду.

"Это похоже на кондиционер. Если температура в комнате поднимется, кондиционер включается и удаляет избыточное тепло, пока температура снова не вернется к установленному значению", — говорит Риджвелл.

Однако, по мнению ученого, термостат Земли находится не в той "комнате", что и блок кондиционера, что может привести к неправильной работе климатической системы.

Эволюция "термостата" Земли

В геологическом прошлом содержание кислорода в атмосфере было значительно ниже, чем сейчас, что делало климатический "термостат" гораздо более нестабильным. Это могло быть причиной экстремальных ледниковых периодов. В современной ситуации планета продолжит нагреваться, но как только термостат выйдет из режима мягкой регулировки, начнется охлаждение. Однако это охлаждение не будет столь экстремальным, как в прошлом, благодаря большему содержанию кислорода в атмосфере.

"Представьте, что термостат переместили ближе к блоку кондиционера. Это поможет устранить избыточное тепло, но охлаждение будет не таким интенсивным, как в геологические эпохи, когда кислорода было меньше", — поясняет Риджвелл.

Плюсы и минусы "климатического термостата"

Плюсы

Минусы

Охлаждение планеты может замедлить глобальное потепление

Это не предотвратит краткосрочные экстремальные изменения климата

Процесс стабилизирует долгосрочную температуру Земли

Ожидаемые изменения займут сотни тысяч лет

Океан становится более эффективным в связывании углерода

Возможно, экосистемы не успеют адаптироваться к изменениям

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: игнорировать фосфор как фактор климатического регулирования.
  • Последствие: недооценка возможных механизмов охлаждения.
  • Альтернатива: активно изучать и учитывать этот элемент в исследованиях.
  • Ошибка: полагаться исключительно на технологические решения для борьбы с климатом.
  • Последствие: недооценка природных механизмов, которые могут замедлить потепление.
  • Альтернатива: балансировать технологии с пониманием природных циклов.

А что если…

А что если Земля не просто потеплеет, а действительно перейдет в новый ледниковый период через несколько сотен тысяч лет? Возможно, это не помешает нам в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе нам нужно думать не только о потеплении, но и о возможном новом ледниковом цикле.

Плюсы и минусы глобального потепления

Плюсы

Минусы

Повышение температуры может замедлить наступление ледникового периода

Ускоряет таяние ледников и повышение уровня моря

Технологические и экономические возможности для адаптации

Разрушение экосистем, ухудшение здоровья и безопасности людей

В некоторых регионах повышение температуры может быть выгодным

Риски для сельского хозяйства и продовольственной безопасности

FAQ

Как фосфор влияет на климат Земли?
Фосфор в океанах стимулирует рост планктона, который поглощает углерод и удаляет кислород, что может замедлить глобальное потепление.

Когда может начаться новый ледниковый период?
Это случится не в ближайшем будущем, а через десятки или сотни тысяч лет, но природа уже может начать охлаждать планету.

Может ли климатический термостат быть "сломлен"?
Да, в случае, если природные механизмы охлаждения выйдут из-под контроля, что приведет к неожиданным климатическим изменениям.

Мифы и правда

  • Миф: глобальное потепление неизбежно приведет к катастрофам.
  • Правда: природа имеет механизмы, которые могут замедлить потепление и привести к охлаждению планеты.
  • Миф: все изменения климата происходят только из-за человеческой деятельности.
  • Правда: природные циклы также играют важную роль в изменениях климата Земли.
  • Миф: изменения климата происходят слишком быстро, чтобы мы могли на них повлиять.
  • Правда: большинство изменений происходят в долгосрочной перспективе, и у нас есть время для адаптации и уменьшения их последствий.

Интересные факты

  1. На протяжении истории Земли было несколько экстремальных ледниковых периодов, которые полностью покрыли планету льдом.
  2. Океан поглощает около 30% углерода, что помогает замедлять потепление.
  3. Ученые моделируют влияние фосфора и планктона на углеродный цикл для предсказания будущих климатических изменений.

Исторический контекст

  • 4,5 миллиарда лет назад: Земля начинает охлаждаться и формируется углеродный цикл.
  • 500 миллионов лет назад: первые ледниковые периоды, связанные с охлаждением планеты.
  • XXI век: исследование климатических циклов и роли фосфора в углеродном балансе Земли на фоне глобального потепления.

Хотя глобальное потепление в краткосрочной перспективе остаётся актуальной угрозой, природа планеты имеет сложные механизмы для регулировки температуры. Ожидаемое охлаждение, возможно, наступит, но его влияние на наше поколение будет минимальным.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Историки: вскрытие могилы Тамерлана в 1941 году совпало с началом Великой Отечественной войны вчера в 22:28

Проклятье Тамерлана: как связано вскрытие могилы завоевателя с началом Великой Отечественной войны

Вскрытие могилы Тамерлана в 1941 году совпало с началом Великой Отечественной войны. Как эта легенда влияет на восприятие истории?

Читать полностью »
Нумеролог Боронина: 2026 год станет точкой бифуркации и глобальной чистки для мира вчера в 20:16

Год Огненной лошади спокойным быть не может: вот что ждёт мир в 2026 году — выживут только сильные

Предстоящий 2026 год будет годом огненной лошади, который приведёт к глубоким переменам. Как эти изменения затронут нашу жизнь, и что нас ждёт в будущем?

Читать полностью »
Биологи: гигантская секвойя прожила ещё семь лет после снятия с неё 60 тонн коры в 1854 году вчера в 18:01

Она жила 2500 лет и умирала ещё семь: как люди жестоко надругались над Матерью леса

Как гигантская секвойя смогла выжить после варварского снятия коры, которое случилось в 1854 году? В чём секрет биохимии этих деревьев?

Читать полностью »
Эксперты: самцы южных морских слонов могут весить до 5 тонн и достигать 7 метров в длину вчера в 16:50

Хищник размером с три автомобиля — хорошо, что его нельзя встретить на суше

Южный морской слон — крупнейшее хищное млекопитающее Земли. Как он выживает в самых экстремальных условиях и почему важен для экосистем?

Читать полностью »
Астрофизик Тайсон: Марс — единственная планета, которую человечество может колонизировать вчера в 14:29

Колонизация Марса — не прихоть, а необходимость? Что заставляет учёных спешить с его освоением

Марс — главный кандидат на то, чтобы стать "вторым домом" для человечества. Почему именно эта планета?

Читать полностью »
В мире впервые переселяют целое государство из-за климата — Тувалу уходит под воду вчера в 12:54

Первое государство, утонувшее из-за глобального потепления: как Тувалу переезжает в виртуальную реальность

Тувалу стало первой страной, официально переселяющей своё население из-за угрозы исчезновения. Почему изменения климата подталкивают страны к таким мерам?

Читать полностью »
Астрономы: главный пояс астероидов теряет 0,0088% своей массы в год из-за гравитации Юпитера вчера в 10:43

Солнечная система распоясывается: что происходит с поясом астероидов и чем это грозит Земле

Пояс астероидов теряет свою массу, и его роль для Земли меняется. Почему изучение этого региона важно для нашей планеты?

Читать полностью »
Учитель в США распылял фекальный спрей в школе, повредив вентиляцию на 55 тысяч долларов вчера в 8:35

Вместо навозных бомб — спрей, вместо Хогвартса — простая школа: как американский учитель троллил учеников

В школе Южной Каролины учитель использовал спрей с запахом фекалий, что привело к головной боли и проблемам с дыханием у учеников. Что будет дальше?

Читать полностью »