
Дети в сети без защиты: почему молчание взрослых оставляет школьников один на один с угрозами
В России усиливают внимание к профилактике киберпреступлений среди школьников, и ключевая задача сегодня — выработать новые, эффективные форматы диалога с подростками. Эту тему обсудили участники Российского интернет-форума, отметив: привычная подача информации через запугивание работает плохо, а доверительный контакт и вовлечение дают куда больший результат.
Почему старые методы не работают
Заместитель главного редактора "Российской газеты", член Общественного совета при Роскомнадзоре Елена Березина подчеркнула, что сейчас не хватает площадок, где подростки могли бы вести живой диалог со взрослыми.
"Важно культивировать чувство собственной важности, вовлеченности. Чтобы, например, он не просто узнал про правила безопасности, а рассказал об этом своей бабушке, тогда им становится интересно", — сказала Елена Березина.
Её позицию поддержала председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова, отметив, что ключ к успеху — в доверительном разговоре и интерактивных форматах просветительской работы.
Проблема нехватки примеров для подражания
Замруководителя департамента "Мастерской новых медиа" Сергей Леваненков обратил внимание, что современные дети всё чаще воспитываются не столько семьёй, сколько медиасредой:
"Сегодня у нас очень мало примеров для подражания, эталонов, на которые могут ориентироваться дети. Соцмедиа сейчас стали 'третьими родителями' - папа, мама и медиа — вот то, что воспитывает наших детей", — говорит Сергей Леваненков.
В условиях, когда родители заняты на работе, именно соцсети и блогеры формируют у подростков модели поведения. Поэтому важна работа над созданием понятных и интересных историй про "обычных людей", которым дети захотят подражать.
Россия как технологический ориентир
Замдиректора РАЭК по аналитической и международной деятельности Юрий Линде отметил, что Россия уже думает над решениями проблем, с которыми другие страны ещё только сталкиваются. Сейчас готовится пакет предложений по кибербезопасности для международного уровня, который будет представлен глобальному сообществу.
Тренды цифровой гигиены
Руководитель отдела киберкультуры VK Тамара Чечеткина рассказала о новом направлении в безопасности:
"Новый тренд цифровой гигиены — полный отказ от паролей, замена их кодами из смс или программами-аутентификаторами, а еще лучше — биометрией", — сказала Тамара Чечеткина.
Сравнение подходов к просвещению детей
Подход | Особенности | Эффективность |
Запугивание | Акцент на угрозах, наказаниях | Низкая: подростки отстраняются |
Лекции в школе | Формальное донесение правил | Средняя: воспринимается как обязанность |
Диалог и вовлечение | Совместные обсуждения, примеры, проекты | Высокая: дети сами становятся участниками процесса |
Советы шаг за шагом: что можно внедрить
-
Создавать медиапроекты с позитивными героями для подростков.
-
Внедрять школьные клубы и дискуссионные площадки по цифровой культуре.
-
Поддерживать образовательные инициативы НКО и онлайн-платформ.
-
Использовать игровые и интерактивные форматы для обучения цифровой безопасности.
Ошибка → Последствие → Альтернатива
-
Ошибка: говорить с детьми языком угроз.
-
Последствие: подростки перестают слушать и искать информацию в сомнительных источниках.
-
Альтернатива: формировать культуру безопасности через доверие и интерес.
-
Ошибка: ограничиваться школьными уроками информатики.
-
Последствие: знания не закрепляются и не применяются на практике.
-
Альтернатива: интегрировать обучение в повседневную жизнь и медиа.
А что если…
Если новые форматы будут внедряться системно, через школы, медиа и семьи, подростки не только научатся защищать себя в цифровом пространстве, но и станут передавать эти знания окружающим, создавая "эффект цепочки".
Плюсы и минусы внедрения новых подходов
Плюсы | Минусы |
Повышение вовлеченности подростков | Требует времени и ресурсов |
Снижение числа киберпреступлений | Необходимость обучения педагогов и родителей |
Формирование позитивных примеров для подражания | Сложность конкуренции с глобальными соцсетями |
FAQ
Почему запугивание не работает?
Потому что подростки ищут самостоятельности и игнорируют давление.
Что может помочь вовлечь детей?
Диалог, примеры из жизни, игровые и интерактивные форматы.
Какие новые технологии защиты обсуждаются?
Отказ от паролей, переход к биометрии и аутентификаторам.
Мифы и правда
-
Миф: детей можно уберечь от угроз простыми запретами.
-
Правда: эффективнее работать через вовлечение и доверие.
-
Миф: соцсети — только зло.
-
Правда: они могут стать инструментом воспитания, если использовать их грамотно.
Три интересных факта
-
VK уже тестирует сервисы без паролей, основанные на биометрии.
-
В России запускаются школьные проекты по киберграмотности в формате "медиа-уроков".
-
На форумах кибербезопасности всё чаще поднимается вопрос о роли родителей в цифровом воспитании.
Исторический контекст
-
2010-е годы — первые попытки школьных программ по интернет-безопасности.
-
2020-е годы — рост угроз кибермошенничества среди подростков.
-
2025 год — акцент на доверительном диалоге и создании новых форматов просветительской работы.
Подписывайтесь на Экосевер