завод малолитражных двигателей
завод малолитражных двигателей
Юрий Манаков Опубликована сегодня в 10:14

Машиностроение играет в качели: долгосрочный рост сменился краткосрочным падением зарплат

HH.ru: средние зарплаты в машиностроении в России выросли на 10% за год

Российское машиностроение переживает кадровый голод, и работодатели вынуждены поднимать зарплаты, чтобы привлечь специалистов. По данным hh.ru, средний доход в отрасли за год вырос почти на 10%. Однако динамика показывает противоречивую картину: краткосрочные показатели радуют, но в годовом сравнении есть и спад.

Как менялись зарплаты

В начале 2024 года медианная зарплата в вакансиях отрасли составляла 100,5 тыс. рублей. Во втором квартале она поднялась до 115 тыс., в третьем квартале — до 118,7 тыс., а к концу года достигла 124 тыс. рублей. В целом за полтора года (с января 2024-го по середину 2025-го) рост составил около 13%.

Но если сравнивать третий квартал 2024 года с аналогичным периодом 2025-го, то фиксируется снижение на 4%. Эксперты связывают это с перегревом рынка и изменением структуры вакансий: больше предложений стало для специалистов с небольшим стажем, а у опытных сотрудников зарплатные ожидания растут быстрее.

Спрос на специалистов

В 2025 году выросла потребность в более опытных кадрах. Если год назад лишь 16% предложений предназначались для специалистов со стажем от 3 до 6 лет, то теперь эта доля достигла 20%. Это означает, что работодатели всё чаще готовы платить за опыт, понимая его значимость в условиях технологической перестройки отрасли.

"Отрасль машиностроения в России испытывает острый дефицит специалистов, чтобы привлечь сотрудников, работодатели готовы повышать зарплаты", — отмечают аналитики.

Сравнение показателей

Период Медианная зарплата, руб. Динамика
I квартал 2024 100 500 -
II квартал 2024 115 000 +14,5%
III квартал 2024 118 700 +3,2%
IV квартал 2024 124 000 +4,4%
III квартал 2025 114 000* (снижение) -4% год к году

*оценочные данные на основе статистики hh. ru.

Советы шаг за шагом: как работодателям закрывать кадровый дефицит

  1. Повышать зарплатные предложения выше медианных значений.

  2. Создавать программы стажировок и целевого обучения.

  3. Предлагать гибкий график и соцпакет — медицинскую страховку, оплату переезда.

  4. Развивать внутрикорпоративные академии для переподготовки.

  5. Укреплять бренд работодателя через участие в отраслевых форумах.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ошибка: ориентироваться только на молодых специалистов без опыта.
    Последствие: падение производительности.
    Альтернатива: баланс между новичками и профессионалами.

  • Ошибка: держать низкие зарплаты.
    Последствие: уход кадров в смежные отрасли или за границу.
    Альтернатива: повышение ставок и дополнительные бонусы.

  • Ошибка: сокращать расходы на обучение.
    Последствие: нехватка специалистов через 3-5 лет.
    Альтернатива: инвестировать в обучение и развитие сотрудников.

А что если дефицит специалистов сохранится?

Если кадровый голод в машиностроении не будет восполнен, отрасль столкнётся с замедлением роста и рисками недовыполнения госзаказов. Это может сказаться и на импортозамещении: без квалифицированных инженеров и рабочих реализация проектов будет тормозиться.

Плюсы и минусы роста зарплат

Плюсы Минусы
Привлечение новых специалистов Увеличение нагрузки на фонд оплаты труда
Рост мотивации сотрудников Неравномерный рост в разных регионах
Снижение текучести кадров Возможен перегрев рынка
Конкурентоспособность отрасли Зависимость от господдержки

FAQ

Какая сейчас медианная зарплата в машиностроении?
По итогам 2024 года — 124 тыс. рублей, но к середине 2025-го наблюдается снижение.

Кого чаще ищут работодатели?
Специалистов со стажем 3-6 лет: на них приходится уже 20% вакансий.

Почему рынок перегрет?
Высокий спрос и ограниченное предложение специалистов подталкивают зарплаты вверх быстрее, чем отрасль успевает адаптироваться.

Мифы и правда

  • Миф: зарплаты растут во всех сегментах машиностроения одинаково.
    Правда: больше всего увеличились доходы у инженеров среднего звена, тогда как в производстве рост скромнее.

  • Миф: дефицит кадров связан только с отъездом специалистов за границу.
    Правда: основная причина — слабая система подготовки кадров и высокая конкуренция с IT и энергетикой.

  • Миф: снижение зарплат в 2025 году означает кризис отрасли.
    Правда: это скорее корректировка после резкого роста в 2024 году.

3 интересных факта

• По данным hh. ru, число вакансий в машиностроении за год выросло на 12%.
• В регионах медианная зарплата ниже столичной на 20-30%, что влияет на миграцию специалистов.
• Стажировки для студентов сегодня предлагаются в два раза чаще, чем пять лет назад.

Исторический контекст

  1. В 1990-е годы машиностроение переживало резкий отток специалистов и падение зарплат.

  2. В 2010-е отрасль начала восстанавливаться благодаря господдержке и крупным контрактам.

  3. В 2020-е дефицит кадров вновь стал острой проблемой, что подтолкнуло работодателей к росту зарплат и инвестированию в обучение.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

В Подмосковье прекращено дело о долге за электроэнергию в замке Максима Галкина вчера в 21:35

Роскошный замок в Грязи и долг за свет: как несовместимые вещи сходятся в суде

Скандал вокруг долгов за электричество в замке в Грязи завершился неожиданно быстро. Как артист решил вопрос и что это значит для других владельцев жилья?

Читать полностью »
Bloomberg: рост ставок морских перевозок делает американскую нефть неконкурентоспособной в Азии вчера в 20:25

$70 тысяч в день за танкер: рост фрахта превращает экспорт нефти США в бессмысленное предприятие

Рост ставок на аренду супертанкеров сделал американскую нефть слишком дорогой для Азии. США рискуют уступить рынок России и ОПЕК.

Читать полностью »
На Украине число дел о долгах за коммуналку превысило 788 тысяч — данные «Опендатабота» вчера в 19:28

Рекордные долги за коммуналку на Украине: что будет, если счета перестанут платить миллионы

На Украине зафиксирован рекорд по количеству долгов за коммунальные услуги. Разбираемся, почему это произошло и какие последствия ждут семьи и систему ЖКХ.

Читать полностью »
Бывший мэр Иванова Шарыпов восемь лет выписывал себе премии на 3,7 млн рублей вчера в 18:30

Восемь лет работник месяца: бывший мэр Иванова выписывал премии самому себе на миллионы

Восьмилетняя история премий мэра Иванова завершилась громким решением суда. Теперь деньги придётся вернуть в городскую казну.

Читать полностью »
Подросток из Китая прошёл курс удлинения ног за $2300 и остался прежнего роста вчера в 17:59

Заплатил за рост, а получил возврат: странная арифметика китайской медицины

История подростка из Китая показывает, как стремление стать выше может обернуться дорогим разочарованием. Почему рост не всегда поддается коррекции?

Читать полностью »
Финансовый аналитик Беляев: ранние покупки новогодних подарков помогают избежать переплаты вчера в 17:23

Иллюзия скидок: как магазины обманывают покупателей перед Новым годом

Экономист рассказал, как подготовиться к праздникам так, чтобы избежать переплаты и стресса. Когда и что лучше покупать — читайте в материале.

Читать полностью »
Экономисты: аренда квартир в России в октябре вырастет на 5–15% вчера в 16:42

Рынок аренды обезумел: цены на двушки и трёшки взлетают быстрее, чем люди успевают искать жильё

Уже в октябре аренда жилья станет ощутимо дороже. Экономисты прогнозируют резкий рост цен и предупреждают, кого это ударит сильнее всего.

Читать полностью »
Директор «Мигрант Сервис» Кладов сообщил о дефиците рабочих кадров на заводах России вчера в 15:48

Заводы предлагают зарплаты выше офисных, но работать некому: в чём парадокс рынка труда

Российские заводы ищут специалистов, которых катастрофически не хватает. Узнайте, какие профессии сегодня ценятся особенно высоко.

Читать полностью »