
На дороге — макет, а за ним ребёнок: водители не видят настоящую угрозу
Привыкание к фигурам и эффект "визуального шума" могут снижать безопасность у переходов. Что предлагает изменить вице-спикер Борис Чернышов?
От внезапной тревоги — к полному игнорированию
Фигуры детей, установленные у пешеходных переходов и возле школ, вызывают всё больше вопросов. Сначала они действительно пугают водителей — мозг реагирует на них как на реальную угрозу. Однако уже спустя несколько дней большинство автомобилистов привыкают к "муляжам" и перестают обращать на них внимание. Об этом говорится в официальном обращении вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова, адресованном начальнику ГИБДД МВД Михаилу Черникову. Документ оказался в распоряжении РИА Новости.
"Прошу Вас дать оценку данной практике на предмет ее действительной эффективности и, что главное, потенциальных рисков для безопасности детей… Считаю необходимым рассмотреть вопрос о перенаправлении усилий и ресурсов на повсеместное внедрение на подходах к образовательным учреждениям искусственных дорожных неровностей", — говорится в письме.
Инициатива с хорошими намерениями, но рисками
Сегодня подобные макеты уже стоят в ряде городов Подмосковья — например, в Пушкино, Сергиевом Посаде, Лобне, Можайске и других. Первоначальная идея, как признаёт Чернышов, была абсолютно разумной: повысить внимание водителей, особенно вблизи школ. Но эффективность этой меры, по его мнению, быстро снижается.
"Первичный положительный эффект, когда водитель, приняв макет за реального ребенка, снижает скорость, также очевиден", — уточняется в обращении.
Проблема в том, что со временем водитель перестаёт воспринимать статичную фигуру как угрозу. Более того, в часы пик, особенно вечером, макет может отвлекать или даже мешать — создавая ложное ощущение безопасности.
Может заслонить настоящего ребёнка
Ещё одна серьёзная претензия к макетам — они могут скрыть за собой реального ребёнка, выходящего на дорогу. Водитель, увидев знакомую фигуру, подсознательно решает, что всё спокойно, и не обращает внимание на край дороги. Это может закончиться трагедией.
"В ряде случаев макеты установлены таким образом, что могут визуально экранировать собой реального ребенка… что может привести к трагическим последствиям", — говорится в документе.
Почему "лежачие полицейские" лучше
В своём обращении Борис Чернышов предлагает сосредоточить ресурсы не на "муляжах", а на проверенных способах физического воздействия — то есть на установке искусственных дорожных неровностей.
"Они обеспечивают физическое принуждение к снижению скорости, не зависят от человеческого внимания и гарантированно работают", — подчёркивает депутат.
По его мнению, "лежачие полицейские" надёжны и безопасны в любой ситуации, независимо от времени суток, плотности трафика или эмоционального состояния водителя.
Подписывайтесь на Экосевер