
Занятий почти нет, а нагрузка растёт: школьники едва справляются, но есть один нюанс
Контрольные, олимпиады, ВПР, субботники, участие в массовых мероприятиях — сегодня российские школьники всё чаще оказываются вне учебного класса, даже когда по расписанию у них должны идти уроки. Учебное время уходит на формальности и "обязаловку", никак не связанную с получением знаний. Об этом говорится в докладе Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
"Таскают куда попало"
Как отметил глава совета Валерий Фадеев, ситуация становится всё более тревожной:
"Отвлечение школьников должно иметь серьёзный характер. Нельзя по любой указивке отвлекать школьников от уроков, потому что их учёба — это главное. Даже по сравнению с олимпиадой и даже по сравнению с городскими праздниками".
По его словам, детей буквально "таскают куда попало", и это приводит к перегрузке. Учебная нагрузка увеличивается, но вовсе не за счёт уроков. Напротив — занятий по учебному плану становится меньше.
Чем замещают уроки?
Согласно оценкам, у школьников ежегодно "выпадает" до восьми учебных занятий из-за проведения Всероссийских проверочных работ (ВПР). И проблема даже не в самих проверках, а в том, как они организованы и зачем вообще проводятся.
"ВПР не имеют отношения к школьным знаниям. Это инструмент для составления рейтингов школ и оценки учителей. А это неправильная история", — подчеркнул Фадеев.
К ВПР добавляются олимпиады, внешкольные мероприятия, всевозможные конкурсы, утренники, а нередко и участие в массовых городских акциях вроде субботников. Всё это требует времени, энергии и отнимает у учеников возможность полноценно изучать школьную программу.
Учёба как фоновый процесс
В результате у детей формируется ощущение, что уроки — это не главное, а скорее некий фон, на котором происходит основное действие: участие в олимпиадах, поездки на мероприятия, подготовка к проверкам. Но именно такая расстановка приоритетов, по мнению правозащитников, искажает саму цель школьного образования.
Доклад Совета поднимает вопрос о необходимости пересмотра школьного графика и наведения порядка в подходе к дополнительным активностям. Главный посыл — дать детям учиться, а не выполнять административные задачи.
Что теперь?
Будет ли пересмотрена система ВПР и изменятся ли приоритеты в организации школьной жизни — пока неясно. Но прозвучавшая критика показывает, что тема перегрузки школьников вышла на уровень публичной повестки.
Подписывайтесь на Экосевер