Дорогие лайфхаки по стирке: как пробелы воспитания превратились в бизнес
В последние недели обсуждение роли семьи и школы в воспитании детей вновь стало актуальным. Причиной стали необычные онлайн-курсы по домоводству, стоимость которых достигает 10 тысяч рублей. Авторы таких занятий обещают научить подростков ухаживать за одеждой, выводить сложные пятна и правильно пользоваться бытовой химией. Популярность подобных предложений вызвала бурную реакцию как в обществе, так и в Госдуме.
Кто должен учить бытовым навыкам
Многие парламентарии сочли появление коммерческих курсов по стирке и готовке результатом пробелов в школьном и семейном воспитании. Глава думского комитета по защите семьи Нина Останина уверена: проблема кроется в чрезмерно либеральном подходе к образованию, когда детский труд начали воспринимать как эксплуатацию.
"Мы воспитали поколение детей, которым свойственно было потребительское отношение к жизни, ко взрослым. И теперь плоды всего этого, что называется, пожинаем", — сказала депутат Нина Останина.
Она напомнила, что в ряде регионов России в школах возвращают уроки труда. В качестве примера Останина привела Новосибирск, где мальчики занимаются столярным делом, а девочки осваивают домашнее хозяйство.
Курсы или школа
По мнению Останиной, попытка заработать на пробелах воспитания за счёт платных уроков — путь в никуда. Она считает, что школа и родители должны действовать совместно, а классный руководитель обязан быть в курсе жизни учеников, помогая не только в учёбе, но и в воспитании.
Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Михаил Берулава также поддерживает возвращение уроков труда. Он уверен, что практические навыки будут полезны подросткам, а государство может компенсировать дополнительные расходы на оплату педагогов.
"Учителям оплачивают дополнительные нагрузки. Для государства это небольшие деньги, поэтому обузой такое нововведение не станет", — отметил Михаил Берулава.
Роль семьи и школы
Однако не все депутаты разделяют такой подход. Первый зампред комитета по молодежной политике Михаил Киселев подчеркнул, что нельзя возлагать на школу все обязанности по воспитанию.
"Нельзя все перегрузить на школу. Получается, роль родителей в таком случае вообще исключается", — заявил Михаил Киселев.
По его мнению, именно родители должны приучать ребёнка к бытовым обязанностям, таким как уборка комнаты или мытьё посуды. Школа, по словам парламентария, может обучать специализированным вещам — кулинарии или шитью, но никак не заменять домашнее воспитание.
Перегруженность педагогов
Скептически на идею дополнительных уроков смотрит и заслуженный учитель России Александр Снегуров. Он считает, что на педагогов и так сваливается слишком много инициатив, из-за чего страдает качество преподавания основных предметов.
"Люди вправе сами решать, записываться на курсы или нет, исходя из своего графика и потребностей", — подчеркнул Александр Снегуров.
По его словам, в школах уже существуют уроки технологии, а бытовые навыки можно прививать через кружки, походы и совместные занятия в семье.
Психолог о воспитании
Важность семейного примера подтвердила и детский психолог Надежда Резенова. Она уверена, что многие родители из-за излишней заботы не дают детям шанса научиться элементарным бытовым действиям.
"Даже элементарные навыки, такие как поставить обувь на место после улицы — это уже начало", — пояснила Надежда Резенова.
Она отметила, что задача взрослых — поддержать естественное желание ребёнка помогать и закрепить этот опыт похвалой. Именно в семье формируется основа трудового воспитания, а школа или платные курсы могут лишь дополнить этот процесс.
Вывод
История с платными курсами по стирке и уборке показала: общество по-разному смотрит на роль школы и семьи. Одни видят решение в возрождении уроков труда, другие уверены, что главная ответственность остаётся за родителями. Эксперты сходятся в одном — воспитание бытовых навыков стоит начинать как можно раньше, и только совместными усилиями семьи и школы можно воспитать самостоятельных и ответственных молодых людей.
Подписывайтесь на Экосевер