
Старые фильмы не врали — такси уже взлетают: как будет выглядеть городской транспорт в 2030 году
Китайские эксперты уверены, что будущее городского транспорта может быть связано не только с электромобилями, но и с низколетящими электрическими воздушными такси. Эти аппараты, известные как eVTOL (электрические транспортные средства вертикального взлёта и посадки), способны радикально изменить систему передвижения в мегаполисах. Однако для их массового внедрения необходимо решить ключевую проблему — создание надёжных и безопасных аккумуляторов.
От электромобилей к eVTOL
Электрический транспорт уже занял прочное место на рынке: в Китае более половины всех новых автомобилей — электромобили. Но если наземные машины стали привычной частью городской среды, то eVTOL пока находятся на стадии испытаний. Тем не менее, перспективы впечатляют: прогнозируется, что к 2030 году мировой рынок eVTOL достигнет 30 миллиардов долларов. Эти машины рассматриваются как будущие такси, а также как транспорт для экстренных служб.
Уже проведены успешные тесты. Например, в прошлом году беспилотный eVTOL преодолел маршрут Шэньчжэнь-Чжухай (50 км) за 20 минут, тогда как поездка на автомобиле занимает около трёх часов. Аппарат компании AutoFlight, участвовавший в испытании, рассчитан на пять пассажиров и способен перевозить до 2,4 тонны груза.
Проблемы аккумуляторов
Главный барьер для массового внедрения eVTOL связан с питанием. В отличие от электромобилей, для которых важна долговечность и запас хода, воздушные такси нуждаются в мощных кратковременных всплесках энергии для взлёта и посадки. При этом их конструкция крайне чувствительна к весу. Ошибка в работе батареи в воздухе может иметь катастрофические последствия.
Современные аккумуляторы слишком тяжёлые и недостаточно надёжные для авиации. Эксперты, включая Лицяна Мая, Сюоцуна Тяня и Юньлуна Чжао, предлагают подходы к решению проблемы:
• многослойная защита батарей;
• системы обнаружения неисправностей в реальном времени;
• тепловая изоляция для предотвращения перегрева.
Разработка таких решений требует прогресса в химии и материаловедении. Китайский производитель CATL уже сотрудничает с AutoFlight, чтобы создать более подходящие батареи, а в Калифорнии работают над гибридными моделями (Ampere Electric ELL и ES-30 от Heart Aerospace).
Регулирование и безопасность
Ещё одна важная часть будущего eVTOL — разработка строгих правил эксплуатации. Эксперты подчёркивают: безопасность должна стоять на первом месте из-за рисков, связанных с трёхмерным движением. Среди предложенных обязательных мер:
• резервные источники питания;
• контроль температуры батарей;
• ударопрочные корпуса, предотвращающие взрывы и возгорания.
Также предлагается финансировать сертификацию, испытания и создание "демонстрационных коридоров" для полётов. Правительства могли бы стать первыми заказчиками eVTOL для служб спасения и организовать специальные "вертодромы".
Международное сотрудничество
Чтобы избежать замедления прогресса и дублирования усилий, эксперты рекомендуют наладить совместную работу ведущих авиационных регуляторов — Федерального авиационного управления США, Европейского агентства по авиационной безопасности и Администрации гражданской авиации Китая. Стандартизированные практики помогут быстрее внедрять инновации и обеспечат глобальную совместимость технологий.
Всё в наших руках
Электрические воздушные такси могут стать следующим шагом в развитии городского транспорта, но их будущее напрямую зависит от качества батарей и уровня безопасности. Если удастся преодолеть эти барьеры, к 2030 году eVTOL могут превратиться из футуристической идеи в реальную часть городской инфраструктуры.
Подписывайтесь на Экосевер