
Поставлена точка в споре о Стоунхендже: ледник не при чём — как люди без технологий перемещали тяжёлые глыбы
Стоунхендж издавна окружён легендами, но многие из них связаны не столько с мифами, сколько с нерешёнными научными загадками. Одним из главных вопросов остаётся происхождение так называемых голубых камней — небольших блоков, отличающихся от массивных сарсенов, из которых сложены внешние круги памятника. Недавнее исследование, опубликованное в Journal of Archaeological Science: Reports, вновь подняло дискуссию о том, каким образом эти камни оказались на Солсберийской равнине.
История находки и давние споры
Ещё в 1924 году археологи обнаружили необычный фрагмент — так называемый "валун Ньюолла", размером с футбольный мяч. С тех пор он стал предметом ожесточённых споров. Одни учёные считали, что камень был принесён ледниками из Уэльса во время ледникового периода. Так, в 1991 году исследователь Келлауэй выдвинул гипотезу о том, что "валун Ньюолла" — ледниковый эрратик. Если бы эта теория подтвердилась, она объясняла бы присутствие уэльских пород на равнине естественными процессами.
Современные методы против старых гипотез
Команда под руководством Ричарда Бевенса применила геохимический и микроскопический анализ, чтобы сравнить "валун Ньюолла" с образцами пород из Крейг Рос-и-Фелин в Уэльсе. Результаты оказались однозначными: состав камня полностью совпал с породами именно этого массива, где в неолите активно добывался камень.
Учёные выявили совпадения по содержанию циркония и тория, а также отметили наличие слоя карбоната кальция на поверхности валуна — следствие его длительного пребывания в меловых почвах Солсберийской равнины. Всё это указывает на то, что камень оказался здесь благодаря людям, а не ледникам.
Исправленные ошибки прошлого
Анализ также позволил уточнить данные о так называемом "Камне 32d", долгое время считавшемся долеритом. Новые исследования и архивные фотографии показали, что он относится к той же породе, что и "валун Ньюолла", — к фолиативному риолиту. Это ещё раз подтвердило связь Стоунхенджа с уэльским источником Крейг Рос-и-Фелин.
Почему теория о ледниках не выдерживает критики
Сторонники "ледникового сценария" указывают на следы трещин и царапин на поверхности камня, которые могут напоминать ледниковую обработку. Геолог Брайан Джон, один из главных оппонентов гипотезы о транспортировке людьми, уверен, что именно ледники доставили камни ближе к памятнику. Однако авторы исследования подчеркивают: подобные повреждения легко объясняются естественным выветриванием, а сами ледниковые отложения в регионе отсутствуют.
В отличие от других частей Британии, на Солсберийской равнине не найдено морен или разбросанных валунов, которые неизбежно оставили бы ледники. Более того, если бы камни действительно приносил лёд, их состав был бы более разнообразным. Но в Стоунхендже присутствует всего 12-15 типов пород, каждая из которых имеет точное соответствие с уэльскими источниками.
Камни как символы единства
Транспортировка блоков весом более 3 тонн на расстояние около 200 км — колоссальная задача для неолитических сообществ. Однако археологи считают, что подобные усилия имели не только практическое, но и символическое значение. Стоунхендж мог быть не просто ритуальным центром, но и местом, объединявшим разные общины Британии.
Известно, что некоторые камни, например "Алтарный", происходят даже из Шотландии, отдалённой на 750 км. Это указывает на то, что строительство памятника было частью масштабной традиции, в которой транспортировка камня играла важную роль в выражении культурных и политических связей.
Тайна, которая ещё жива
Хотя новое исследование убедительно доказывает, что голубые камни не могли быть ледниковыми эрратиками, а были доставлены людьми, полностью разгадать загадку Стоунхенджа пока не удаётся.
"Мы подтверждаем нашу прежнюю интерпретацию: валун Ньюолла не является ледниковым эрратиком, нет никаких свидетельств оледенения Солсберийской равнины, а голубые камни были доставлены к Стоунхенджу людьми, а не льдом", — заключают авторы исследования.
Почему именно эти камни оказались столь важны для строителей и каким образом их перевозили, остаётся предметом обсуждения.
Подписывайтесь на Экосевер