
Жена на один поход: мрачная тайна яицких казаков — зачем они избавлялись от своих жен
На просторах Российской империи, где река Урал (в старину — Яик) разделяет Европу и Азию, возникло одно из самых самобытных и боевых казачьих формирований — Яицкое войско. Эти воины прославились своей ролью в восстании Пугачёва, но в народной памяти сохранилась ещё более древняя легенда, связанная с их суровыми нравами и кровавыми обычаями. И лишь любовь одного атамана, как гласит предание, смогла положить конец этим традициям.
Как казаки появились на Урале
Официальная версия появления яицких казаков уходит в конец XVI века. Тогда несколько сотен донских и волжских казаков во главе с атаманом Матвеем Мещеряком, сподвижником Ермака, отправились вглубь земель Ногайской орды. Отвоёвывая себе место среди степняков, они довольно быстро поняли: в одиночку им не выстоять.
Уже в 1591 году яицкие казаки присягнули Москве. Царская власть охотно приняла их под своё крыло, возложив обязанности пограничной стражи и участие в военных походах.
Легенда, уводящая в глубь веков
Наряду с документальной историей существовало и предание, передававшееся из поколения в поколение. Оно относило зарождение яицкого войска к 1396 году, ко временам Тамерлана. По рассказу атамана Ильи Меркурьева, записанному в XVIII веке, ранние казаки не стремились к созданию семей и брали в жёны пленённых девушек. Но такие браки были недолговечны: перед каждым походом женщин убивали.
Причины назывались две:
- Страх бесчестья - опасение, что во время отсутствия мужей враги нападут на поселение и уведут их жён в плен.
- Практический расчёт - ведь в новом походе можно было захватить ещё более молодую и красивую супругу.
История атамана, который нарушил закон крови
Перелом в этой жуткой традиции связывают с атаманом Василием Гугнёй. Его происхождение до конца не ясно: одни считали его донским казаком, другие — новгородским ушкуйником.
По легенде, однажды Гугня взял в плен ногайскую девушку и полюбил её всем сердцем. Когда пришло время очередного похода, он нарушил древний обычай и не поднял на жену руку. Более того, оставил её в своём доме, несмотря на угрозу потерять уважение со стороны казаков.
Его поступок стал переломным: вслед за атаманом и другие начали отказываться от старого обряда, постепенно создавая крепкие семьи. Ногайская жена Гугни вошла в народные предания под именем "бабушка Гугниха" — женщина, чья жизнь изменила судьбу многих.
Память, пережившая века
Казачки почитали "бабушку Гугниху", ставили за неё свечи в церквях и молились за упокой её души. Со временем её образ превратился в символ женского спасения от древней традиции.
Даже Александр Пушкин упоминал её в "Истории Пугачёва": "Доныне, просвещенные и гостеприимные, жители уральских берегов пьют на своих пирах здоровье бабушки Гугнихи".
Где легенда встречается с реальностью
Сегодня трудно установить, имела ли место подобная практика на самом деле или это всего лишь мрачная легенда. Но предание показывает, насколько суровой была жизнь на границе степи, где вечная угроза войны формировала особый уклад.
История Василия Гугни напоминает: даже там, где господствовали жестокие законы выживания, любовь могла стать силой, способной изменить судьбы целого народа.
Подписывайтесь на Экосевер