
Опоздал на самолёт — не конец путешествию: с 1 сентября изменятся правила авиакомпаний
Что будет, если вы опоздали на свой первый рейс, но у вас ещё несколько перелётов по одному билету? До сих пор это означало почти гарантированные проблемы: авиакомпания имела право аннулировать все последующие сегменты маршрута. Но уже с 1 сентября правила игры меняются — и это может стать спасением для многих путешественников.
Новые условия для опоздавших
Согласно приказу Минтранса РФ от 31 октября 2024 года, который вступает в силу 1 сентября 2025 года, авиакомпании больше не смогут автоматически лишать пассажиров оставшихся рейсов, если они пропустили первый участок маршрута. Однако послабления будут действовать только при соблюдении определённых условий.
"При изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира, в связи с опозданием на регистрацию и оформление багажа в аэропорту либо в связи с опозданием пассажира на посадку в воздушное судно в аэропорту и уведомление перевозчика в аэропорту о намерении продолжить перевозку на следующих участках маршрута перевозки не позднее чем через два часа после вылета рейса, на который пассажир опоздал, и до окончания регистрации на следующий рейс по маршруту перевозки, при условии, что время до вылета рейса, на который пассажир опоздал, до вылета рейса на следующем участке маршрута перевозки, составляет не менее, чем 24 часа, и условия перевозки на следующих участках маршрута не изменяются: уплаченная за воздушную перевозку плата не возвращается и последующие изменения в условия перевозки не вносятся, дополнительная плата за перевозку на последующих участках маршрута перевозки с пассажира не взимается, с пассажира взимается плата за операции по изменению условий договора", — говорится в документе.
Что это значит на практике
По сути, пассажир сохраняет право продолжить поездку, если:
-
он уведомил авиакомпанию о намерении лететь дальше не позднее чем через два часа после вылета пропущенного рейса;
-
следующий рейс по маршруту отправляется минимум через сутки;
-
условия перевозки не изменяются.
В этом случае деньги за первый сегмент не возвращаются, но и дополнительных сборов за последующие перелёты не будет. Единственная доплата касается оформления операции изменения условий договора.
Почему это важно
До настоящего времени практика была иной: пассажир, купивший перелёт туда и обратно одним билетом, рисковал не попасть на обратный рейс, если не явился на рейс "туда". Это вызывало массу жалоб, особенно у тех, кто по независящим от них причинам опаздывал на регистрацию.
Новые правила будут действовать до 1 сентября 2031 года. По мнению специалистов, это решение сделает систему перевозок более гибкой и лояльной к пассажирам.
Дополнительные факты
-
Подобная практика "no show" широко применялась в международной авиации: многие авиакомпании автоматически отменяли все сегменты билета при неявке на один из них.
-
В Евросоюзе и США такие правила неоднократно становились предметом судебных споров между авиаперевозчиками и клиентами.
-
В России тема приобрела особую актуальность после пандемии, когда число вынужденных изменений маршрутов резко выросло.
Теперь российские пассажиры получили шанс чувствовать себя увереннее: даже если первый рейс сорвался, весь отпуск или деловая поездка не окажутся под угрозой.
Подписывайтесь на Экосевер