Бальные танцы дети
Бальные танцы дети
Карина Панкращенко Опубликована сегодня в 7:54

Секретное лицо успеха: почему медали могут стоить ребёнку счастья

Людмила Петрановская предупредила о стрессе у детей из-за перегрузки кружками

Можно ли считать ребёнка счастливым, если он весь день бегает по кружкам и секциям, а дома остаётся лишь время на уроки и сон? На первый взгляд — да: у него масса возможностей, насыщенная жизнь, а родители гордятся его "развитием". Но за этой картинкой часто скрываются тревога, усталость и дефицит самого важного — тепла и близости.

Когда успех становится обязанностью

У шестилетнего Вани расписание плотнее, чем у взрослого менеджера. Фехтование, танцы, рисование, два языка и нотная грамота. До семи вечера он занят, потом — домашние задания. Гулять и играть с друзьями некогда. Его мама гордится тем, что ребёнок всё успевает, и пока он на занятиях — заполняет собственное время шопингом. Ваня устал, под глазами синие круги, но это мало кого тревожит: ведь он "развивается".

Трёхлетняя Юля уже прошла через "математику с пелёнок", теперь у неё балет, гимнастика и языки. Девочка регулярно приносит из садика температуру, но её мама уверена, что жизнь не сахар, надо приучаться преодолевать трудности. У самой мамы за плечами "красный диплом" и неудовлетворённые амбиции. Не реализовав себя, она надеется вырастить из Юли "гвоздь", который всё выдержит. Но в действительности у малышки формируется невроз и страх разочаровать родителей.

Невроз вместо любви

Часто мамы не осознают, что воспроизводят сценарий собственного детства. Их самих в своё время не согрели теплом и нежностью, а требовали успехов. Теперь они делают то же самое со своими детьми. Сильные не плачут, ты не должна быть как все, не разочаруй нас — знакомые фразы превращают ребёнка в послушного исполнителя, но ломают его психику.

В таких семьях растут дети, которые во взрослом возрасте становятся хронически уставшими "супергероями" — они всё делают через силу, ищут одобрения извне и никогда не чувствуют себя достаточно хорошими. У кого-то это проявляется в неудачных отношениях, у кого-то — в постоянной неудовлетворённости собой и окружающим миром.

Проблема не в кружках, а в их количестве

Важно подчеркнуть: секции и развивающие занятия могут приносить пользу. Но они должны быть не основой, а дополнением к детской жизни. Основа — это игра, прогулки, живое общение и ощущение безопасности.

Психологи разных поколений говорят об этом:

  • Михаил Лабковский считает, что ребёнку нужно от 2 до 4 часов свободного времени в день, когда он может играть или ничего не делать.

  • Лев Выготский ещё 80 лет назад писал, что детское развитие имеет свой ритм, и насильственное ускорение ломает психику.

  • Людмила Петрановская предупреждает: чрезмерное "затюкивание" занятиями вызывает у детей стресс и утрату интереса к учёбе.

  • Юлия Гиппенрейтер напоминает: главное в детстве — игра и фантазия, именно через них формируется личность.

Что чувствует ребёнок в "кружковом аду"

Если каждый день — сплошные занятия, ребёнок рано или поздно начинает думать:

  • "Я не нужен маме, ей важнее английский";

  • "Я глупый, потому что не могу застегнуть куртку";

  • "Она меня не любит, значит, и я никого любить не буду";

  • "Жизнь — это вечная ритмика и ненавистные кружки".

Такие мысли опасны: именно они формируют комплекс неполноценности и отчуждение. А во взрослом возрасте дети, перегруженные с детства, часто либо плывут по течению, избегая ответственности, либо стремятся любой ценой вырваться из-под контроля родителей — пусть даже ценой несчастного брака или "удобной" работы, которая не приносит радости.

Как отличить заботу от давления

Многие мамы возразят: "Я тоже ходила в пять кружков и выросла достойным человеком" или "Ребёнку это всё нравится". Важно честно спросить себя:

  • действительно ли ребёнок получает удовольствие, или он боится нас разочаровать?

  • не компенсируем ли мы собственные нереализованные амбиции, записывая его на всё подряд?

  • готовы ли мы признать, что он может быть не пианистом, а поваром, не спортсменом, а художником?

Ребёнок — не проект и не продолжение родительских мечтаний. Это отдельная личность со своими талантами и желаниями.

Успех — это не медали

Подлинный успех — не в количестве дипломов и не в том, сколько кружков ребёнок посещал. Успешный человек — это тот, кто умеет любить и уважать себя, кто живёт в согласии со своими желаниями, а не ради чужих ожиданий. Таких людей отличает гармония, внутренняя свобода и умение быть счастливыми.

И научить этому можно только в семье — теплом, вниманием и уважением. Кружки и секции могут быть, если они в радость. Но они никогда не заменят маминых объятий, совместных прогулок и смеха.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Вассерман предложил ввести уроки логики в российские школы вчера в 23:37

Россия может повторить дореволюционный опыт: что изменится, если вернуть уроки логики

Анатолий Вассерман предложил ввести уроки логики в школьную программу. Почему этот предмет может стать ключом к мышлению нового поколения?

Читать полностью »
Женщина вышла из декрета, а пособие забрали — что скрывает новый судебный запрет вчера в 23:23

Мама вышла из декрета, ребёнком занялась сестра — но получить пособие ей не дали. Суд объяснил, почему отказ в выплате оказался законным.

Читать полностью »
Британский учёный Богин: рост детей зависит от атмосферы любви и безопасности вчера в 22:34

Тайный фактор роста: что на самом деле влияет на сантиметры ребёнка

Рост ребёнка зависит не только от генов и питания. Учёные выяснили, что любовь и чувство безопасности запускают гормоны роста сильнее, чем витамины.

Читать полностью »
Родители в панике: эти ошибки перед 1 сентября совершают почти все — а потом жалеют до ноября вчера в 22:23

Родительская паника перед 1 сентября — явление массовое. Как настроить школьника на учёбу без слёз, нервов и бессонных ночей — в простом руководстве для всей семьи.

Читать полностью »
Обед — больше не роскошь: в школах готовят громкое нововведение, которое затронет миллионы детей вчера в 21:38

Школьные обеды — больше не привилегия? Госдума готовит закон, который может навсегда изменить систему питания в российских школах.

Читать полностью »
Николай Расторгуев о включении песни «Конь» в школьную программу вчера в 21:31

Школьный учебник и песня с эстрады — где граница между искусством и воспитанием

Песня «Конь» может войти в школьную программу. Но Николай Расторгуев считает: выбирать репертуар стоит вместе с детьми. Почему это важно?

Читать полностью »
Врачи объяснили, как отличить гиперактивность ребёнка от обычной подвижности вчера в 20:49

Гиперактивный ребёнок или просто подвижный? Где проходит грань

Гиперактивность ребёнка — это не просто излишняя подвижность. Какие симптомы должны насторожить родителей, и как найти правильный подход?

Читать полностью »
День знаний без стресса: что теперь смогут позволить себе мамы и папы школьников вчера в 20:12

В России хотят узаконить право родителей брать выходной 1 сентября. Теперь работодатель не сможет отказать — объясняем, как это будет работать.

Читать полностью »