
Библия не указала, что росло в Эдемском саду – теперь на роль запретного плода претендуют инжир, гранат и даже банан
История Адама и Евы, вкусивших плод с «древа познания добра и зла», остаётся одной из самых загадочных и символичных в Библии. Но каким именно был этот плод? Почему именно яблоко прочно закрепилось в массовом сознании, и какие другие варианты предлагают богословы и историки?
Символ, а не ботаника
В Книге Бытия не сказано, какой именно плод сорвала Ева: он лишь описан как «приятный на вид» и «хороший для пищи» (Быт. 2:16–17; 3:1–6). Библеист Александр Лопухин в «Толковой Библии» (1904) подчеркивал, что намеренное отсутствие конкретики превращает плод в символ греха и искушения, а не в конкретный фрукт.
Почему яблоко?
Образ яблока появился в западной традиции в Средние века. Латинское слово malum означало и «яблоко», и «зло», что создало игру слов в переводе Вульгаты (IV век). Впоследствии это наложилось на европейские мифы, например, легенду о «яблоке раздора» в греческой мифологии. К эпохе Ренессанса символ закрепился окончательно — достаточно вспомнить гравюру Дюрера «Грехопадение» (1504).
Инжир — плод из текста
Впрочем, многие исследователи считают более вероятным кандидатом инжир. В Бытии 3:7 говорится, что Адам и Ева прикрыли наготу листьями смоковницы. Иоанн Златоуст полагал, что речь могла идти о плодах и листьях одного дерева. Археологи подтверждают: инжир в Леванте культивировался ещё 11 тысяч лет назад.
Гранат: символ страсти и знания
В ближневосточных культурах гранат олицетворял плодородие и соблазн. В талмудической литературе его называли возможным плодом Эдема. Историк Элейн Пейджелс отмечает, что гранат с его множеством зёрен и кроваво-красным соком ассоциировался с грехом и страстью. В христианском искусстве Закавказья он нередко появляется в сценах грехопадения.
Виноград и вино
Некоторые раннехристианские авторы склонялись к версии с виноградом. В апокрифической «Книге Еноха» (II век до н.э.) плод Эдема связывали с вином, приносящим опьянение и искушение. Григорий Нисский писал, что виноград «услаждает вкус и ведёт к греху». В старообрядческой иконографии виноград также иногда изображался в сценах Эдема.
Другие версии: финики и бананы
Средневековый арабский учёный Аль-Табари (IX век) упоминал банан как «райский плод». Финики, традиционный символ жизни в Месопотамии, также выдвигались на роль запретного плода. Однако археологи отмечают: бананы в регион пришли позднее, а вот финики сопровождали культуру Ближнего Востока тысячелетиями.
Смысл важнее формы
Запретный плод остаётся загадкой: яблоко, инжир, гранат, виноград или финик? Каждая версия опирается на культурный и исторический контекст. Но, как подчёркивают богословы, суть не в ботанике, а в символике — это история о свободе выбора, искушении и его последствиях.
Подписывайтесь на Экосевер