
Татуировки, скейт и Пушкин: портрет нового поколения учителей
Можно ли преподавать классику русской литературы, носить татуировки, кататься на скейте и ходить на рейвы? Уверенная "да" звучит из уст Екатерины, 27-летней учительницы русского языка и литературы из Москвы. Несмотря на то что её облик и увлечения не вписываются в привычный образ школьного педагога, она ежедневно стоит перед классом — не скрывая себя и не притворяясь.
"Мои руки — это уже часть урока"
Когда Екатерина впервые заходит в новый класс, ученики неизбежно замечают её татуировки. Сначала — взгляды и шепотки, потом — вопросы.
У неё забиты обе руки: одна татуировка чуть выше локтя, вторая — под рукавом. Но спрятать их не получается — рукава закатываются сами, когда речь идёт о чём-то важном. Первая татуировка у неё по "Заводному апельсину": нарисованный ею глаз-апельсин с героем в зрачке. Вторая — арт японского художника, фигура, идущая под луной. Символ движения к идеалу.
Старшие коллеги увидели рисунки не сразу, но после — тоже не остались равнодушны.
Вечеринки, рэп и астрология
На уроках Екатерина говорит с учениками не только о Пушкине и Толстом. Её легко представить на концерте, на рейве или даже с натальной картой в руках. А так и есть — она обожает аниме, интересуется астрологией, раньше каталась на скейте, пока не получила травму.
Она не стремится стать подругой своим ученикам — это принцип. Но и отстраняться не хочет. Баланс — в честности и открытости.
Родители и коллеги: ожидания и реальность
Судя по опыту Екатерины, родители не делают трагедии из её внешнего вида и интересов. Критики со стороны практически не было. Разве что однажды мать ученика заметила: "Вы не понимаете, как работать с детьми, у вас своих нет".
По образованию она — не педагог. Училась на филологическом факультете, просто любила книги. Но одна школьная практика всё изменила — оказалось, что общение с детьми может быть захватывающим. С 2020 года она не представляет своей жизни без школы.
Работа, выгорание и принятие
Конечно, выгорание было. Бесконечное общение, эмоциональная нагрузка, отсутствие "тишины". Екатерина вспоминает: приходила домой и просто ложилась молча в темноте. Помогло принятие: школа — это работа, а не жизнь. Надо уметь говорить "нет" и держать границы, иначе система поглотит.
Креатив в классе — но без вычурности
Екатерина не пытается устроить шоу на каждом уроке. Главное — быть собой. Её любимый приём: дать старшеклассникам тест на персонажа из "Войны и мира", чтобы через результат подступиться к роману с личной стороны. Так текст оживает.
Она уверена: урок — это спектакль. Каждый день — новый. А зрители — не всегда благосклонны, но чувствуют искренность сразу.
Что стоит изменить в школе
-
Сократить число учеников в классе
-
Меньше следовать шаблонам по ГОСТу
-
Дать учителям больше свободы и доверия
И главное — дать возможность быть собой, не превращая преподавание в безликий поток инструкций.
Подписывайтесь на Экосевер