
Обвал грузового рынка: техника пылится, бизнес замер, лизинг не потянуть
Склады дилеров по всей России буквально ломятся от тягачей и грузовиков. А спрос — на минимуме. На фоне этого автодилеры идут на беспрецедентные скидки: цены на новые машины снижены на четверть. Но даже такие условия не возвращают перевозчиков в салоны. Почему? Потому что дело не только в стоимости.
Как склады превратились в грузовые "капканы”
В 2023–2024 годах, когда спрос на грузовую технику резко подскочил, дистрибьюторы начали активно закупать тягачи — впрок. В условиях перегретого рынка казалось, что каждая машина будет продана с наценкой. Однако картина резко изменилась.
Сейчас на складах — сотни, если не тысячи, нереализованных грузовиков. Логистические компании "ПЭК" и "Транс Порт Терминал" подтвердили агентству РИА Новости: склады переполнены, спрос — вялый, технику приходится продавать с серьёзной скидкой.
"Новую технику сейчас предлагают по цене от 6 до 8 миллионов рублей. Это до 28% дешевле, чем изначально", — сообщили в логистических компаниях.
Почему спрос рухнул
Снижение цен — не маркетинговый трюк, а вынужденная мера. Согласно данным Национального агентства промышленной информации, в первом полугодии 2025 года продажи тягачей в стране рухнули на 70,3%.
Логистика — одна из самых чувствительных к экономическим колебаниям отраслей. Даже небольшое изменение ставки ЦБ или тарифов может мгновенно изменить поведение участников рынка.
"Даже снижение цен не даёт эффекта. Перевозчики не торопятся обновлять парк — слишком высокая ключевая ставка и низкая маржинальность перевозок", — объясняют ситуацию в компаниях "Dizi Group" и "Орда".
По их оценкам, рынок оживёт лишь при двух условиях:
-
снижение ключевой ставки минимум на 3 процентных пункта (то есть до 15% годовых),
-
рост средних тарифов на перевозки хотя бы на 20% относительно конца первого квартала текущего года.
Как экономика душит автотранспорт
Всё дело — в макроэкономике. При ставке 18% годовых (как в середине 2025 года) кредиты на покупку новой техники становятся неподъёмными. Даже если цена снижена на четверть, ежемесячный платёж по лизингу или кредиту может быть непосилен для небольшого или среднего перевозчика.
Кроме того, тарифы на перевозки практически не растут. По оценкам участников рынка, многие контракты заключаются по ценам конца 2023 года. В результате — маржа стремится к нулю, и автопарк обновлять просто невыгодно.
Кто выигрывает от обвала цен
Парадоксально, но в выигрыше могут оказаться крупные логистические операторы и производственные компании с устойчивым денежным потоком. Они получают возможность обновить технику дешевле обычного — если, конечно, готовы оплатить сразу или могут взять кредит на льготных условиях.
В выигрыше также могут быть поставщики китайской техники: они продолжают расширять долю на российском рынке, в том числе благодаря более доступным ценам и быстрому сервису. Однако даже они не застрахованы от текущего спада.
Как ситуация может развиваться дальше
По прогнозам отраслевых аналитиков, восстановление спроса возможно не ранее второй половины 2026 года. Для этого должны сойтись несколько факторов:
-
продолжительное снижение ставки ЦБ,
-
рост внутренних перевозок (особенно по промышленным и строительным грузам),
-
государственные меры поддержки автотранспортного бизнеса.
До этого момента на рынке будет сохраняться избыток техники, а цены — оставаться под давлением. Для покупателей это шанс, для продавцов — испытание.
Подписывайтесь на Экосевер