
Тайна Туринской плащаницы раскрыта? Исследование показало: тела под ней не было — учёные в недоумении
Новая компьютерная реконструкция показала: знаменитое изображение на Туринской плащанице скорее всего создано не с тела человека, а с рельефной скульптуры.
Священная реликвия или художественная матрица?
Многие века Туринская плащаница считалась святым предметом — якобы именно в нее было завернуто тело распятого Иисуса Христа. Но в последние десятилетия всё чаще звучат скептические голоса. Теперь к ним добавился ещё один весомый аргумент: 3D-анализ формы изображения показывает, что оно, вероятно, не могло быть отпечатано с реального тела.
Эту гипотезу выдвинул Сисеро Мораес, бразильский 3D-график и специалист по историческим реконструкциям, чья работа опубликована в журнале Archaeometry. В интервью изданию Live Science он делится деталями своего подхода.
"Изображение на плащанице больше похоже на отпечаток с низкорельефной формы. Это могла быть деревянная, каменная или металлическая матрица, к которой ткань просто прикасалась в нужных местах, возможно, с пигментом или нагревом", — поясняет Мораес.
Как проверили гипотезу?
Чтобы проверить свою теорию, Мораес создал две цифровые 3D-модели:
- полноценное объемное тело человека,
- низкорельефное изображение человеческой фигуры.
Он виртуально накинул ткань на обе модели и сравнил получившиеся отпечатки с фотографиями Туринской плащаницы. Результат оказался поразительным: именно рельефная фигура дала наиболее точное совпадение по расположению линий и пропорциям.
Модель с полноценным телом, наоборот, дала искаженное изображение, известное как "эффект маски Агамемнона" — явление, при котором плоское отпечатанное изображение с объемного объекта оказывается чрезмерно широким и деформированным.
Почему это важно?
Радиоуглеродный анализ 1989 года уже отнес появление плащаницы к периоду между 1260 и 1390 годами — в разгар расцвета христианского искусства. Тогда в Европе широко использовались резные надгробия и рельефные изображения святых, и вполне вероятно, что изображение на плащанице — результат контакта ткани с таким рельефом, а не тело усопшего.
"Если моя гипотеза верна, Туринская плащаница — не подделка, а выдающееся произведение искусства. Созданное, возможно, как акт веры или художественного мастерства", — считает Мораес.
Искусство + наука = правда?
Исследование Мораеса не только добавляет новую грань к истории плащаницы, но и показывает, как современные цифровые инструменты помогают по-новому взглянуть на исторические артефакты. Его метод доступен и воспроизводим, что делает анализ открытым для других исследователей.
Возможно, мы приближаемся к разгадке одной из самых обсуждаемых тайн христианской истории — и делаем это не с помощью догм, а благодаря интеграции науки, искусства и технологий.
Подписывайтесь на Экосевер