
Топливный стоп: Россия ввела полный запрет на вывоз бензина
Когда в стране впервые за год фиксируют дефляцию, а бензин продолжает дорожать — это тревожный сигнал. И государство решает вмешаться. С 1 августа до конца месяца Россия ввела полный запрет на экспорт бензина, распространяющийся теперь не только на трейдеров и нефтебазы, но и на основных производителей — нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Что это значит для цен на АЗС и стоит ли ждать подешевевшего топлива на заправках?
Запрет на экспорт: в чём суть и кого он касается
Ранее ограничение касалось только непроизводителей — трейдеров и нефтебаз, которые занимались перепродажей топлива. НПЗ, большая часть которых находится в собственности крупных нефтяных компаний, могли продолжать экспорт. Теперь и для них введён запрет, действующий как минимум до 31 августа.
Цель нововведения — сдержать рост цен внутри страны в период повышенного сезонного спроса, включая активную фазу сельскохозяйственных работ и летние поездки автомобилистов. Правительство прямо указывает, что ограничение направлено на стабилизацию внутреннего рынка топлива.
Почему меры были приняты именно сейчас?
Ситуация на топливной бирже с начала лета стала развиваться стремительно. Бензин марки АИ-92 подорожал почти на 15%, а АИ-95 — на 23%. Если смотреть на начало года, цифры ещё серьёзнее: рост составил 27,2% и 40,8% соответственно.
Цены на АЗС начали активно ползти вверх с конца июня. И даже на фоне общей недельной дефляции в стране (–0,05%), бензин продолжал дорожать — на 0,3% за неделю с 15 по 21 июля, и на 0,4% неделей ранее.
Почему просто уговоры не сработали
Как рассказал заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр», член экспертного совета конкурса «АЗС России» Дмитрий Гусев, власти пытались повлиять на ситуацию мягко — без принудительных мер. Правительство почти месяц занималось увещеваниями нефтяников, чтобы они продавали больше бензина на бирже, сбили цены. Призывы не помогли, хотя объёмы биржевых торгов действительно увеличились, но котировки всё равно росли, в итоге экспорт запрещён теперь всем.
Гусев подчёркивает, что все запреты экспорта в России на производителей пока работают максимально эффективно. И хотя это не панацея, но конкретно в текущих условиях — действенная мера.
Что изменится для водителей и АЗС?
Эксперт уверен: бензин на заправках не станет дешевле, но есть надежда, что его цена перестанет расти.
«Запрет снизит котировки на бирже и увеличит маржинальность АЗС. Розничные цены вниз не пойдут, но рост замедлится, а возможно, и остановится», — добавляет Гусев.
Иначе говоря, это не о том, чтобы сделать топливо дешевле, а о том, чтобы остановить его постоянное удорожание.
Почему эффект может быть временным
Слово «пока» в комментарии эксперта ключевое. Несмотря на громкость решения, экспорт бензина в РФ составляет всего около 15% от общего объёма производства. К тому же часть этого объёма идёт по межправительственным соглашениям (например, в страны ЕАЭС) — на них запрет не распространяется.
Есть и обратная сторона медали: запрет снижает рентабельность работы НПЗ. Без экспорта заводы теряют валютную выручку, что потенциально может ударить по финансовой устойчивости отрасли. Однако в сложившихся обстоятельствах приоритет — внутренние цены и доступность топлива, а не маржа нефтяных гигантов.
А что дальше?
Пока решение принято до конца августа, и его дальнейшая судьба будет зависеть от динамики цен и поведения рынка. Если стабилизировать ситуацию не удастся, не исключено, что запрет продлят. Либо, наоборот, отменят досрочно, если цель будет достигнута.
Важно отметить: такие меры уже применялись в прошлом — в 2023 году также временно ограничивали экспорт топлива, и это действительно помогло снизить давление на внутренний рынок. Однако, как показывает практика, эффект бывает краткосрочным.
Подписывайтесь на Экосевер