
Катастрофа на железных дорогах: РЖД теряет миллионы тонн угля и нефти
В первом полугодии 2025 года РЖД столкнулась с огромными потерями, связанными с непредъявлением согласованных грузов к перевозке. Из-за этого на сети железных дорог не были отгружены 127 миллионов тонн товаров, что повлияло на эффективность погрузки. Эти данные были озвучены заместителем генерального директора РЖД Михаилом Глазковым, сообщает издание "Ведомости".
Потери от непредъявленных грузов
Основные потери произошли в сегментах угля, нефтепродуктов и черных металлов. В частности, 35 миллионов тонн угля, 28 миллионов тонн нефтепродуктов и почти 9 миллионов тонн металлов не были отгружены. Это случилось несмотря на то, что отправители заранее заказывали перевозки. Как объяснил Глазков, они оформляют заявку, но впоследствии отказываются от отгрузки, что приводит к значительным потерям для компании.
Согласно данным, если бы все заявленные грузы были отгружены в полном объеме, погрузка на сети РЖД в первом полугодии 2025 года была бы всего на 0,4% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Однако на практике показатели погрузки снизились на 8%, составив 554,5 миллиона тонн, что представляет собой значительное падение.
Почему отправители не отгружают грузы?
Одной из причин снижения объемов погрузки стало ухудшение платежеспособности ряда рыночных игроков. В некоторых случаях отправители не могут или не хотят отгружать товары из-за неоплаты продукции получателями. В других случаях на ситуацию влияет падение спроса на строительные материалы — например, застройщики сократили объемы поставок из-за уменьшения объемов строительства жилья. Такой тренд явно свидетельствует о сложности экономической ситуации на рынке, что сказывается на логистике и транспортировке товаров.
Как РЖД планирует решить проблему?
Для того чтобы изменить ситуацию и повысить дисциплину среди отправителей, в компании рассматривают увеличение штрафов за непредъявление согласованных грузов. По словам Глазкова, текущие штрафы, составляющие 10 рублей за тонну и 50-200 рублей за контейнер, недостаточны, чтобы эффективно повлиять на отправителей. Он считает, что штрафы нужно увеличить минимум в десять раз, чтобы они стали реальной мерой воздействия и способствовали улучшению ситуации.
Тем временем, снижение погрузки на железнодорожной сети не ограничивается только непредъявленными грузами. В целом, согласно прогнозам аналитической компании "Эйлер", в 2025 году общий объем погрузки на железных дорогах России снизится на 7%, что является рекордным падением с 2002 года. Примечательно, что снижение затронет почти все категории грузов, за исключением удобрений, которые продолжают сохранять спрос.
Прогнозы на будущее
Объемы погрузки на железной дороге, как считают эксперты, могут продолжать падать до 2026 года, что ставит перед РЖД и другими участниками рынка серьезные вызовы. Важно отметить, что влияние кризисных явлений в экономике не ограничивается только транспортной отраслью. Падение спроса, проблемы с оплатой и общая нестабильность оказывают влияние на весь логистический сектор.
Тем не менее, РЖД продолжает искать способы улучшения ситуации. Среди возможных мер рассматриваются улучшение контроля над отгрузкой и поиск новых путей стимулирования роста объема перевозок. Важно, чтобы компания нашла способ работать с реальными проблемами и предложила рынку эффективные решения.
Заключение
Таким образом, РЖД пытается справиться с проблемой, которая значительно влияет на эффективность работы и приносит компании потери. Увеличение штрафов за непредъявленные грузы может стать важным шагом в решении этой проблемы. Однако, чтобы действительно изменить ситуацию, необходимо также учитывать общие экономические условия, которые сказываются на логистике и транспортировке товаров. Погрузка на железнодорожной сети в России в ближайшие годы останется под давлением, и компании придется найти способы адаптироваться к новым вызовам.
Подписывайтесь на Экосевер