
Митя Козельский против Григория Распутина: тайное соперничество пророков при дворе Романовых
История последних лет Российской империи полна драматических фигур, и среди них особое место занимают юродивые и пророки, которым, как ни странно, доверяли представители высшей власти. Семья Николая II с пугающей открытостью внимала советам неофициальных "проводников воли небес". И если имя Григория Распутина известно всем, то его конкурент и соперник по мистической вертикали — Митя Козельский — остаётся в тени. А зря.
Пророк из Козельска: больной телом, но не духом?
Настоящее имя Козельского — Дмитрий Попов. Он родился в 1865 году в городе Козельске (ныне — Калужская область) с целым рядом физических отклонений:
- искривлённые ноги,
- горб,
- отсутствие рук (только культи),
- почти полная слепота и глухота,
- приступы эпилепсии.
Родители отказались от него почти сразу после рождения. Детство Мити прошло при Оптиной Пустыни, известной обителью, где монахам вскоре показалось: у юноши есть "дар предвидения".
Во время эпилептических припадков он якобы начинал говорить "на ином языке" — его предсказания нужно было расшифровывать. По словам писателя Рене Фюлёп-Миллера, Митя в припадках "издавал вопли и лаял". Так появился "переводчик" пророчеств — Елпидифор Кананыкин, церковный служка.
Первые "пророчества" и слава блаженного
С Кананыкиным за спиной и при поддержке монашества, Козельский "предсказал":
- пожар в деревенской церкви;
- рождение сына у княгини Абамелек-Лазаревой;
- другие локальные события, трактуемые постфактум как пророчества.
Подлил масла в огонь и иеромонах Даниил Болотов, изобразивший Митю на иконе как "защитника царской семьи от бесов". В эпоху, когда придворные метались между мистицизмом и религиозной истерикой, образ страдающего пророка оказался особенно убедительным.
Дорога ко двору и борьба за влияние
Интерес Николая II и Александры Фёдоровны к юродивым был почти болезненным. Считалось, что в их безумии — Божья истина. Поэтому присутствие Козельского при дворе было логичным.
Однако пророчеств всероссийского масштаба от него не дождались. Интерес начал угасать. И тут на авансцену вышел другой — харизматичный, уверенный — Григорий Распутин.
Но Козельский не собирался сдаваться. Он стал участником заговора против Распутина, организованного епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором. О деталях известно мало, но сам факт участия Мити в клерикальной интриге указывает: он был игроком, а не просто фигурой на доске.
Последние годы и смерть в лагере
После революции судьба юродивого сложилась трагично. Как и многие представители духовенства и приближённые к двору, Митя Козельский оказался в Соловецком лагере. В 1929 году он был расстрелян.
Подписывайтесь на Экосевер