
Укус искусства: банан из Центра Помпиду съеден
Что делать, если вы проголодались в музее? Один из посетителей Центра Помпиду в городе Мец (Франция) решил, что можно немного перекусить… экспонатом. Его выбор пал на работу Маурицио Каттелана — знаменитую инсталляцию "Комедиант", представляющую собой обычный банан, приклеенный к стене скотчем. Только вот банан этот — арт-объект, и стоит он гораздо больше, чем фрукты на рынке.
Мужчина подошёл к стене, без лишних слов сорвал банан, очистил его и откусил — всё это буквально за пару секунд до того, как в зале появились охранники. Позже он признался, что понятия не имел, сколько стоит съеденное. Когда ему сообщили, что одну из копий этой работы в 2024 году продали за 6,2 миллиона долларов, он, мягко говоря, удивился.
Банан как символ эпохи
Инсталляция "Комедиант" была создана итальянским художником Маурицио Каттеланом ещё в 2019 году и сразу стала вирусной. Тогда впервые её представили на выставке в Майами. Работа вызвала шквал обсуждений и мемов: кто-то называл это гениальной сатирой на современное искусство, кто-то — откровенной насмешкой над здравым смыслом.
Каттелан в ответ лишь пожимал плечами: "Я просто приклеил банан. Всё остальное — в вашей голове". И действительно, с тех пор "Комедиант" стал настоящей легендой.
Фрукт из запасов
К слову, подобные "нападения" на банан — не редкость. Несколько лет назад аналогичную акцию провёл студент-художник в Сеуле. Тогда он тоже съел экспонат, заявив, что был очень голоден. На подобные случаи в музеях давно реагируют с юмором: у "Комедианта" всегда есть "сменщик" — запасной фрукт, который сразу же заменяет пострадавший.
Так произошло и в Центре Помпиду. Как только выяснилось, что банан исчез, кураторы тут же принесли другой — и инсталляция вновь обрела свою первозданную форму. Ведь сама ценность заключается не в фрукте, а в идее.
Искусство, которое можно попробовать?
Такое событие в очередной раз заставило общественность обсуждать, что же считать искусством в XXI веке. Можно ли откусить часть экспозиции? Что важнее — идея или объект? И если банан можно съесть, то где граница между творчеством и провокацией?
Судя по реакции музея, никто не обиделся. В конце концов, в истории современного искусства добавилась ещё одна забавная глава — а это, возможно, и было самой настоящей целью художника.
Подписывайтесь на Экосевер