
Берсерки — настоящие звери или искусно обученные бойцы? Вся правда о воинах-оборотнях
Берсерки — это фигуры, которые издавна овеяны мифами и легендами. Они сражались как звери, грызли щиты, шли в бой практически без оружия и порой казались неуязвимыми. Однако вопрос о том, кто они были на самом деле, остается открытым и до сих пор вызывает споры среди ученых и историков.
Происхождение слова "берсерк"
Самое первое упоминание о берсерках встречается в Старшей Эдде, а позже слово использует скальд Торбьерн в своих стихах. Однако, как и в случае с многими древними терминами, до конца не ясно, что именно означало слово "berserkr".
Долгое время, до середины XIX века, ученые придерживались версии, что "берсерк" означает "без рубашки". Однако исследователь Свейнбьёрн Эгильссон предложил иную трактовку — "медвежья рубашка". Это предположение было встречено с энтузиазмом, так как оно предлагало любопытную интерпретацию, связывающую берсерков с медведями, однако прямые аналогии с медведями в ирландских сагах не были найдены. В итоге в мифологии и исторической науке возникла путаница относительно происхождения этого термина.
Трактовка как "медвежья рубашка" открывает простор для мифологических интерпретаций, таких как связь берсерков с оборотничеством — доисторическим верованием в способность людей превращаться в животных. Это восприятие, с одной стороны, добавляет тайны и символизма в образ берсерков, но, с другой стороны, оставляет место для дальнейших исследований.
Берсерки в скандинавских мифах и сагах
Берсерки впервые упоминаются в стихах скальда Торбьерна Хорнклови, который в 872 году описал их участие в битве при Хаврсфьорде.
"Берсерки рычали, / битва кипела, / облаченные в волчьи шкуры выли / и потрясали мечами", - писал он.
В Эдде берсерки представлены как полулегендарные герои, что создает мифологический образ этих воинов. Вскоре они становятся неотъемлемой частью скандинавского эпоса, где их сила и ярость ассоциируются с могущественными божествами, такими как Один. В "Истории норвежских королей", написанной Снорри Стурлусоном, приводится описание берсерков.
"Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками", - пишет автор.
Здесь берсерки представлены как "люди Одина", что отражает их особое место в мифологии.
Образ берсерков в родовых сагах
В исландских родовых сагах берсерки представлены как реальная, но негативная сила. Они часто приходят в дома накануне Рождества, грабят, устраивают беспорядки и насилуют женщин. В этих историях часто появляется образ бравого исландца, который побеждает берсерков с помощью дубины или хитрости. В этих повествованиях берсерки изображены как сильные, но не очень умные люди, которые при этом кажутся неуязвимыми для обычного оружия.
Упадок берсерков и антиберсеркский закон
С переходом к христианству и распадом старых военных структур викингов, берсерки начали утрачивать свою роль в обществе. В новых условиях их военная активность и жестокие действия стали неактуальны, и группа этих бывших воинов оказалась без средств к существованию. Они начали грабить и нарушать порядок. В ответ на это в Исландии в 1123 году был принят антиберсеркский закон, который предусматривал наказание для тех, кто попадался в состоянии "бешенства" — три года ссылки.
Подписывайтесь на Экосевер