Dark Days Are Coming
Dark Days Are Coming
Екатерина Леонтьева Опубликована 19.07.2025 в 20:41

Не случайность: как первобытные мореплаватели совершили намеренные морские путешествия через Тихий океан

Японские исследователи воссоздали 45-часовое путешествие на каноэ по следам древних моряков

Японские исследователи обратились к «экспериментальной археологии», чтобы понять, как древние люди преодолевали океанские течения и мигрировали на острова.

В 1947 году норвежский исследователь Тор Хейердал с экипажем из пяти человек отправился на бальсовом плоту из Перу, чтобы проверить свою теорию о том, что древние культуры Южной Америки могли достичь Полинезии. Плот «Кон-Тики» преодолел несколько тысяч морских миль Тихого океана за 103 дня и показал, что теория может быть правдой.

В 2019 году группа учёных под руководством Юсуке Каифу из Токийского университета создала выдолбленное каноэ, чтобы изучить, как древние люди, более 30 000 лет назад, могли пересечь Курошио — мощное океанское течение, отделяющее Тайвань и Японию, без карт и современных судов.

«Так как физические доказательства, скорее всего, были унесены морем, мы обратились к экспериментальной археологии, как и Хейердал», — отметил доктор Каифу.

Эксперимент: Результаты исследований

Два новых исследования, опубликованных в журнале Science Advances, представили результаты экспериментов. В одном из них использовались передовые океанские модели для воссоздания сотен виртуальных путешествий с целью выявить самые вероятные маршруты.

«Мы тестировали разные сезоны и методы гребли», — сказал доктор Каифу.

В другом исследовании описан 45-часовой путь, который команда Каифу преодолела из Тайваня на остров Йонагуни в южные Рюкю. Пятеро путешественников, включая одну женщину, гребли на 7,5-метровом каноэ, выдолбленной из кедра. Они прошли 122 морские мили, ориентируясь по звёздам и солнцу. Часто они не могли увидеть целевой остров.

Результаты миграции на Рюкю

«Команда Юсуке Каифу нашла самый вероятный ответ на вопрос о миграции», — сказал Питер Беллвуд, археолог из Австралийского национального университета.

Это пересечение островов было одним из самых древних и длинных в истории человечества, уступая только миграции в Австралию с Восточной Индонезии примерно 50 000 лет назад.

Многие учёные полагают, что древние люди использовали наземные мосты и водные средства для путешествий от материка до Японских островов. Было предложено три основных маршрута: через Корею на Кюсю, через Россию на Хоккайдо и с Тайваня на Окинаву. Останки на шести островах Рюкю свидетельствуют о том, что люди мигрировали туда между 35 000 и 30 000 лет назад.

Как был построен каноэ

Проект по созданию каноэ начался в 2013 году, но из-за нехватки средств был отложен. В 2016 году с поддержкой Национального музея доисторической эпохи Тайваня учёные использовали плоты из бамбука и ротанга, но они не могли эффективно преодолеть Курошио. Впоследствии они перешли к использованию японского кедра. Дерево было срублено и выдолблено с помощью каменных топоров, чтобы максимально точно воспроизвести методы строительства каноэ, использовавшиеся древними моряками.

Каноэ, названное Сугиме, отправилось в путешествие в 2017 году, и эта попытка оказалась успешной. Однако Каифу не уверен, что обратное путешествие было бы возможно.

Цели древних моряков

Доктор Каифу считает, что острова могли быть видны с вершины одной из прибрежных гор Тайваня, что указывает на намеренные путешествия. Он проверил движение объектов, запустив 138 спутниковых буйков. Лишь 4 из них приблизились к островам, и они были унесены штормами.

«Это нам говорит, что Курошио уносит дрейфующие объекты от островов Рюкю, а не направляет их к ним», — отметил Каифу.

Это также говорит о том, что первые мореплаватели были опытными гребцами с эффективными стратегиями и готовностью идти в неизведанное.

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Оскар Конюхов рассказал, как ИИ экономит расходы на путешествия сегодня в 15:47
Когда выгоднее покупать билеты — в воскресенье или в четверг? Искусственный интеллект уже знает ответ

Искусственный интеллект уже помогает туристам выбирать лучшие маршруты, а теперь — ещё и экономить. Как технологии меняют подход к планированию путешествий?

Читать полностью »
Безвиз сделал Китай лидером новогоднего туризма — ФедералПресс сегодня в 7:29
Конфуций, роботы и пиво из шланга: чем удивит Китай на Новый год — россияне открывают новые маршруты

Безвизовый режим сделал Китай фаворитом зимнего сезона. Что ждёт россиян — древняя мудрость, пивные улицы или роботы на рынках Поднебесной?

Читать полностью »
В России развивается сельский туризм — Путешествия, туризм, наука вчера в 22:10
Город устал — пора на ферму: как туристов учат печь хлеб и доить коз в российской глубинке

Фермы России становятся новыми центрами отдыха и обучения. Почему все больше путешественников меняют пляжи на запах сена и хруст свежего хлеба?

Читать полностью »
Ретропоезд Чайковский экспресс продолжит рейсы в 2026 — правительство Удмуртии вчера в 18:18
Пельмени выходят на новый уровень: как Удмуртия превращает зиму в туристический магнит

Фестиваль пельменей, ретропоезда и новые маршруты делают Удмуртию одним из самых насыщенных направлений зимнего туризма в 2026 году.

Читать полностью »
ЮНЕСКО напоминает о памятниках, находящихся под угрозой исчезновения вчера в 14:05
Успеть, пока не станет поздно: исчезающие сокровища планеты, которые стоит увидеть сейчас

Некоторые чудеса мира тают на глазах, другие еще можно спасти. Какие памятники могут исчезнуть уже при жизни нынешнего поколения?

Читать полностью »
Поход в горы требует особого уровня подготовки — альпинист Киселев вчера в 13:40
Не обувь и не рюкзак: альпинист назвал главное условие первого похода в горы

Альпинист Денис Киселев рассказал EcoSever, какое условие является обязательным для первого похода в горы.

Читать полностью »
Новый круизный маршрут свяжет Владивосток и Камчатку — PrimaMedia вчера в 10:19
Океан вместо трассы: маршрут Дальнего Востока, что перевернёт представление о путешествиях по России

На Дальнем Востоке запускают новый круизный маршрут, который соединит Владивосток, Сахалин и Камчатку и может изменить формат путешествий по региону.

Читать полностью »
Блогер Лисейкина объяснила, почему не стоит брать чемоданы в поезда вчера в 6:31
Не ешьте курицу и не верьте бабушкам: роковые ошибки, которые россияне совершают в поездах

Тревел-блогерша рассказала, какие ошибки чаще всего совершают пассажиры в поездах. Почему жареная курица и доверчивость к соседям могут обернуться проблемой?

Читать полностью »