
Скрытая ловушка в автокредите: новые правила могут повлиять на тысячи россиян
С 1 июля 2025 года в России вступают в силу новые ограничения, которые напрямую касаются всех, кто планирует купить автомобиль в кредит. Банк России вводит макропруденциальные лимиты на выдачу автокредитов — мера коснётся и банков с универсальной лицензией, и микрофинансовых организаций.
Эти лимиты касаются займов с залогом транспортного средства и установлены в отношении компаний, чей уставный капитал превышает 1 миллиард рублей. Кредиты под залог машины — популярный и относительно доступный способ получить деньги, особенно если речь идёт о покупке транспортного средства. Теперь же их выдача будет проходить под контролем по новым правилам.
Почему вводятся лимиты?
Решение о введении количественных ограничений на автокредиты было принято советом директоров ЦБ ещё в апреле. Регулятор обратил внимание на то, что банки и микрофинансовые организации всё чаще прибегают к займам под залог автомобиля. С одной стороны — это способ обойти более жёсткие нормы регулирования, с другой — фактор риска, если рост таких заёмщиков выходит из-под контроля.
"МФО, как и банки, активно наращивали объёмы займов с обеспечением в виде авто, в том числе, чтобы снизить регуляторную нагрузку", — заявили в Центробанке.
То есть схема, по сути, стала способом обойти ужесточённые требования к необеспеченным кредитам. Теперь же и для таких займов устанавливаются пределы.
Что это значит для заёмщика?
Пока беспокоиться рано — в Банке России подчеркнули, что новые лимиты не помешают гражданам оформить кредит на покупку автомобиля. Как уточняется в сообщении регулятора, ограничения "установлены таким образом, чтобы сохранить доступность автокредитов для населения".
Это значит, что если вы добросовестный заёмщик, с подходящим доходом и кредитной историей, вы всё равно сможете оформить автокредит. Однако банкам теперь придётся тщательнее взвешивать, кому и в каком объёме они выдают займы под залог машины. В итоге это приведёт к сокращению рискованных кредитов, которые и раньше вызывали беспокойство у регулятора.
Почему это важно сейчас?
Автокредитование в последние годы демонстрировало рост, несмотря на колебания рубля и цен на автомобили. В 2023 году доля автомобилей, приобретённых в кредит, достигала почти 45% от всех продаж. Причём большой вклад в это внесли именно займы под залог — как способ купить машину дешевле, без первоначального взноса или при отсутствии справок.
В условиях нестабильной экономики, когда граждане испытывают давление из-за высокой ключевой ставки и инфляции, рынок автокредитов стал одним из немногих островков доступного финансирования. Новые лимиты могут не сократить спрос, но точно повлияют на поведение кредиторов — особенно в сфере МФО, где требования к заёмщикам часто мягче.
Подписывайтесь на Экосевер