
РЖД урезали бюджет: инфраструктурные проекты под угрозой
Масштабные стройки на Востоке откладываются. Российские железные дороги признали: на третий этап модернизации Восточного полигона в ближайшее время средств не хватит.
Один из важнейших инфраструктурных проектов России — развитие Восточного полигона железных дорог (включающего БАМ и Транссиб) — столкнулся с финансовыми ограничениями. Согласно последним данным, Российские железные дороги вынуждены перенести начало строительства третьего этапа как минимум на год, а возможно и на два.
Стройка на паузе: что известно
Официально подтверждено: лимит средств на реализацию ряда крупных инфраструктурных инициатив в текущем году уже исчерпан. Об этом сообщил директор по экономике и финансам РЖД Павел Макаров. В результате проекты, связанные с Байкало-Амурской магистралью, рискуют встать в сентябре или октябре, если не поступит дополнительное финансирование.
"С учётом текущих ресурсов, продолжать развитие Восточного полигона в полном объёме невозможно", — подчеркнул Макаров на одном из отраслевых мероприятий.
Инвестиции сократились почти вдвое
На фоне текущей экономической ситуации РЖД пересмотрели весь инвестиционный план на 2025 год. Если в 2024 году общий объём инвестиций компании составлял 1,5 трлн рублей, то на следующий год эта сумма сократится до 880 млрд рублей. Это означает фактическую заморозку или перенос всех не самых срочных объектов, в том числе и нового этапа Восточного проекта.
Для справки: в рамках второго этапа проекта уже ведётся масштабная реконструкция путей, узлов и электрификации на сотнях километров трассы. Однако третий этап должен был стать ключевым в вопросе увеличения провозной способности, особенно на фоне растущих объёмов грузоперевозок на Восток.
Почему Восточный полигон так важен?
Восточный полигон — это жизненно важный транспортный коридор для экспорта российских товаров, прежде всего сырья и энергоносителей, в страны Азии. Он охватывает сразу несколько субъектов — от Иркутской области и Бурятии до Приморского края. Здесь проходят основные маршруты, по которым уголь, нефть, металлы и контейнерные грузы идут в Китай, Южную Корею и Японию.
Однако его инфраструктура остаётся перегруженной, что тормозит рост перевозок и ограничивает потенциал развития российского экспорта. Именно поэтому модернизация полигона — приоритет в транспортной стратегии страны до 2035 года.
Будущее под вопросом
Если финансирование не будет восстановлено, задержка грозит не только экономическими издержками. Это также вызовет сдвиги в реализации нацпроектов и логистических программ. Особенно пострадают сырьевые компании, работающие на Востоке и завязанные на экспорт.
Кроме того, перенос строительства затормозит и развитие регионов — Восточный полигон не только транспорт, но и тысячи рабочих мест, новые технологии и инвестиции в локальную инфраструктуру.
Ранее и другие масштабные проекты замедлили темп
Проблемы с бюджетированием наблюдаются и в других отраслях. Так, в этом году уже были отложены или урезаны инвестиции в модернизацию портов, логистических узлов и цифровую трансформацию в сфере транспорта. Восточный полигон — самый заметный пример, но не единственный.
Подписывайтесь на Экосевер