
Автопродажи в России пробили планку, но всё не так радужно
С начала 2025 года россияне купили более 500 тысяч новых легковых автомобилей. Согласно данным агентства "Автостат", на прошлой неделе был преодолён психологический рубеж — 504,8 тысячи машин с января. Вроде бы позитивный сигнал для отрасли, но есть нюанс: даже при самом удачном раскладе повторить результат 2024 года — 1,57 миллиона проданных авто — уже не получится.
Неделя после праздников: рост есть, но цифры скромные
За неделю с 16 по 23 июня россияне приобрели 23 585 новых автомобилей. Это заметный рост по сравнению с предыдущими семи днями, которые пришлись на праздничный период — продажи увеличились почти в полтора раза. Однако, если сравнивать с 25-й неделей прошлого года, показатели упали на 20,7%. Такая динамика отражает общий настрой рынка — неуверенность и осторожность.
Что мешает автопродажам в 2025 году?
Агентство "Автостат" и аналитики автомобильного рынка уже сейчас говорят: в первом полугодии сбылись почти все негативные прогнозы. Основные причины — знакомые:
-
Высокие цены. Выросший утилизационный сбор и логистические затраты сильно ударили по конечной стоимости автомобилей.
-
Дорогие автокредиты. Ключевая ставка Центробанка остаётся высокой, а значит, займы на покупку автомобиля становятся всё менее доступными.
-
Инфляция и рост ставок по депозитам. Многие потенциальные покупатели предпочитают не тратить, а сохранить деньги — особенно с учётом предложений по вкладам.
-
Падение спроса. Покупательская активность снижается, в том числе из-за неопределённости с доходами и ростом цен на топливо и обслуживание.
Лада сокращает планы, но есть шанс на поддержку
Показательно, что даже вице-премьер Денис Мантуров признал необходимость корректировки производственного плана по Лада — флагманскому бренду российского автопрома. Причина — всё тот же сниженный спрос. Ранее планировалось выпустить значительно больше машин, но по факту предложение превышает спрос.
Однако поддержка может прийти из неожиданного источника. С марта 2026 года в России вступит в силу закон о локализации такси. Его суть в том, что для пассажирских перевозок можно будет использовать только автомобили, произведённые на территории России с высокой долей локализации. На практике это означает преимущество для Лада, так как большинство иностранных моделей не проходят по этим требованиям. Это может подстегнуть спрос хотя бы со стороны корпоративных клиентов и таксопарков.
Что дальше?
Ситуация остаётся нестабильной. Автодилеры фиксируют рост интереса к рынку подержанных автомобилей, а также к электрокарам китайских брендов, которые предлагают конкурентные цены и низкие эксплуатационные расходы. Тем временем отечественные производители рассчитывают на господдержку и осторожное оживление в осенние месяцы.
Но уже сейчас ясно: 2025 год вряд ли станет прорывным. Скорее, он будет годом адаптации — и для бизнеса, и для покупателей, которые всё чаще откладывают покупку машины на потом.
Подписывайтесь на Экосевер