
Отказался делиться игрушкой — и оказался прав: что важно знать родителям
Иногда просьба "поделись игрушкой" может оставить куда более глубокий след в детской психике, чем кажется на первый взгляд. Казалось бы, добрый родительский посыл — научить ребенка быть щедрым — превращается в обязанность, которая может нарушать личные границы ребенка и даже формировать будущие проблемы во взрослых отношениях.
Щедрость — это не долг, а выбор
Детский психолог Екатерина Маденко подчеркивает: важно не заставлять, а показывать, как приятно делиться. Ребенок должен понимать, что щедрость — это проявление доброй воли, а не наказание.
"Если научить ребенка быть щедрым с другими детьми, а также со взрослыми, то это поможет развить у него эмоциональный интеллект, социальные навыки и способность выстраивать здоровые и взаимовыгодные отношения. Это именно то, в чем нуждаются наши дети сегодня", — объясняет психолог.
Начинать можно с двух-трех лет — в этом возрасте дети уже начинают осваивать элементарные формы взаимодействия. Родители могут предложить угостить кого-то конфетой или дать поиграть ненадолго с игрушкой, но без нажима. Если малыш резко реагирует, злится или обижается — это сигнал, что нужно остановиться и поговорить.
Что происходит, если настаивать
Семейный психолог Ольга Романив уверена: жесткое требование делиться может привести к последствиям в будущем.
"В нашем детстве считалось, что делиться любой вещью нужно обязательно, иначе с тобой никто не будет играть. Но тогда и слова "эгоист" и "собственник" были настоящим ругательством. Сегодня же отношение к этой ситуации несколько изменилось. Мы уже понимаем, ребенок должен уметь отстаивать свои границы (в том числе свои игрушки)", — говорит специалист.
Если игнорировать это, ребенок вырастает с нарушенными личными границами, не умеет отличать свое от чужого и с легкостью попадает в созависимые отношения. Причем это касается и обратной стороны: нарушать чужие границы — проверять переписку партнера, копаться в вещах — ему тоже может казаться нормальным.
Родителям стоит помнить: у детей должны быть личные вещи, которые они не обязаны никому отдавать. И любимый плюшевый мишка — это не повод для нотаций, если малыш отказался дать его поиграть другим.
Делится — не значит готов к общению
Иногда за отказом делиться кроется вовсе не жадность, а внутренняя неготовность к социальному взаимодействию. Психолог Лилия Шувалова обращает внимание: решение ребенка "давать или не давать" — это часть формирования его личности.
"Игры со сверстниками — это способ взаимодействия с миром и обществом. Когда ребенок решает "Делиться игрушкой или нет?", он начинает осмысливать свои чувства и желания, формировать и отстаивать личные границы", — отмечает специалист.
Некоторые дети к трем-четырем годам уже охотно делятся, а другим требуется больше времени. К тому же эмоции играют огромную роль: ребенок может просто не захотеть делиться с конкретным сверстником, потому что тот ему не нравится. И это нормально.
Интересный нюанс — дети часто считывают отношение родителей к окружающим. Если мама не любит кого-то на площадке, малыш может интуитивно настороженно относиться к детям из этой семьи.
Как помочь и не навредить
Чтобы не ставить ребенка в стрессовую ситуацию, берите на прогулку только те игрушки, с которыми он готов расстаться на время. Это убережет от слез, конфликтов и в то же время даст малышу шанс почувствовать себя великодушным.
Главная задача родителей — найти баланс между развитием социальных навыков и уважением к личности ребенка. Щедрость не должна быть обязанностью — только в этом случае она станет частью характера, а не навязчивым паттерном поведения.
Подписывайтесь на Экосевер