
Сверхпрочный союз: Росатом и Роснефть в Арктике
Когда нефтяной проект сталкивается с суровой арктической реальностью, в игру вступает ядерная мощь. Именно такой симбиоз скоро оформится официально: "Роснефть" и "Росатом" намерены подписать долгосрочный контракт на использование атомного ледокола. Судно будет закреплено за крупнейшим российским нефтяным проектом последних лет — "Восток Ойл", который осваивает арктические месторождения на Таймыре.
Атомный флот для Таймыра
О планах рассказал в интервью "Интерфаксу" специальный представитель "Росатома" по Арктике и заместитель председателя Госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов. По его словам, подписание первого долгосрочного контракта на ледокол — это важный этап в развитии проекта "Восток Ойл", реализуемого в северной части Красноярского края.
"Компания "Роснефть" реализует на севере Красноярского края масштабный проект "Восток Ойл". Планируется к подписанию первый долгосрочный контракт на атомный ледокол, который будет закреплен за проектом", — отметил Панов.
Такое решение не случайно: арктические маршруты требуют круглогодичной проводки судов, а обеспечить её под силу лишь атомному флоту. Особенно это важно для экспортной логистики в северных широтах, где ледовая обстановка может встать на пути даже летом.
Проект "Восток Ойл": амбиции и масштабы
"Восток Ойл" — стратегический актив "Роснефти", включающий целую группу месторождений на Таймырском полуострове. В 2024 году периметр проекта увеличился с 52 до 60 лицензионных участков, а ресурсная база выросла до впечатляющих 7 миллиардов тонн нефти.
Разработка ведётся поэтапно. Уже начата пробная добыча на Пайяхском и Ичемминском месторождениях, организован автотранспортный вывоз сырья. На Байкаловском участке продолжается опытно-промышленная эксплуатация. Эти месторождения входят в зону с крайне ограниченной инфраструктурой, поэтому каждый шаг требует сложной логистики и погодной устойчивости.
Трубопроводы, терминалы и причалы
Не менее амбициозен и проект магистрального нефтепровода "Ванкор — Пайяха — Бухта Север", который должен связать добычу на месторождениях с пунктами отгрузки. По данным компании, большая часть работ по укладке резервной нитки через реку Енисей уже выполнена.
Также в высокой степени готовности находятся два грузовых причала и причал для портового флота на терминале "Порт Бухта Север". Эти элементы — ключевые звенья для обеспечения бесперебойных поставок в условиях Арктики.
Почему без ледокола — никак?
Для вывоза нефти и доставки оборудования "Восток Ойл" опирается на Северный морской путь. Он считается кратчайшим маршрутом из России в Азию, однако большую часть года покрыт льдом. Атомные ледоколы способны прокладывать путь даже через 2-3-метровый лёд, двигаясь со скоростью до 10 узлов.
"Росатом" в последние годы последовательно обновляет флот: ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Урал" и другие новые суда ЛК-60Я уже начали службу. По данным самой госкорпорации, к 2030 году на Северном морском пути будет необходимо не менее 13-14 атомных ледоколов, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию.
Арктика становится зоной нефтяной конкуренции
Развитие арктической логистики важно не только для "Роснефти", но и в контексте глобального нефтяного рынка. Учитывая санкции, восточный вектор поставок становится приоритетным, а возможность использования собственных маршрутов даёт России уникальное преимущество. В таких условиях контракт между "Роснефтью" и "Росатомом" — это не просто сделка, а стратегическая связка между добычей и транспортом.
Тем более, что стоимость одного атомного ледокола ЛК-60Я превышает 50 миллиардов рублей, а его жизненный цикл достигает 40 лет. Долгосрочный контракт позволяет окупать такие инвестиции и эффективно планировать логистику проекта "Восток Ойл".
Подписывайтесь на Экосевер