Атомный ледокол "Ямал"
Атомный ледокол "Ямал"
Юрий Манаков Опубликована вчера в 20:24

Сверхпрочный союз: Росатом и Роснефть в Арктике

Когда нефтяной проект сталкивается с суровой арктической реальностью, в игру вступает ядерная мощь. Именно такой симбиоз скоро оформится официально: "Роснефть" и "Росатом" намерены подписать долгосрочный контракт на использование атомного ледокола. Судно будет закреплено за крупнейшим российским нефтяным проектом последних лет — "Восток Ойл", который осваивает арктические месторождения на Таймыре.

Атомный флот для Таймыра

О планах рассказал в интервью "Интерфаксу" специальный представитель "Росатома" по Арктике и заместитель председателя Госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов. По его словам, подписание первого долгосрочного контракта на ледокол — это важный этап в развитии проекта "Восток Ойл", реализуемого в северной части Красноярского края.

"Компания "Роснефть" реализует на севере Красноярского края масштабный проект "Восток Ойл". Планируется к подписанию первый долгосрочный контракт на атомный ледокол, который будет закреплен за проектом", — отметил Панов.

Такое решение не случайно: арктические маршруты требуют круглогодичной проводки судов, а обеспечить её под силу лишь атомному флоту. Особенно это важно для экспортной логистики в северных широтах, где ледовая обстановка может встать на пути даже летом.

Проект "Восток Ойл": амбиции и масштабы

"Восток Ойл" — стратегический актив "Роснефти", включающий целую группу месторождений на Таймырском полуострове. В 2024 году периметр проекта увеличился с 52 до 60 лицензионных участков, а ресурсная база выросла до впечатляющих 7 миллиардов тонн нефти.

Разработка ведётся поэтапно. Уже начата пробная добыча на Пайяхском и Ичемминском месторождениях, организован автотранспортный вывоз сырья. На Байкаловском участке продолжается опытно-промышленная эксплуатация. Эти месторождения входят в зону с крайне ограниченной инфраструктурой, поэтому каждый шаг требует сложной логистики и погодной устойчивости.

Трубопроводы, терминалы и причалы

Не менее амбициозен и проект магистрального нефтепровода "Ванкор — Пайяха — Бухта Север", который должен связать добычу на месторождениях с пунктами отгрузки. По данным компании, большая часть работ по укладке резервной нитки через реку Енисей уже выполнена.

Также в высокой степени готовности находятся два грузовых причала и причал для портового флота на терминале "Порт Бухта Север". Эти элементы — ключевые звенья для обеспечения бесперебойных поставок в условиях Арктики.

Почему без ледокола — никак?

Для вывоза нефти и доставки оборудования "Восток Ойл" опирается на Северный морской путь. Он считается кратчайшим маршрутом из России в Азию, однако большую часть года покрыт льдом. Атомные ледоколы способны прокладывать путь даже через 2-3-метровый лёд, двигаясь со скоростью до 10 узлов.

"Росатом" в последние годы последовательно обновляет флот: ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Урал" и другие новые суда ЛК-60Я уже начали службу. По данным самой госкорпорации, к 2030 году на Северном морском пути будет необходимо не менее 13-14 атомных ледоколов, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию.

Арктика становится зоной нефтяной конкуренции

Развитие арктической логистики важно не только для "Роснефти", но и в контексте глобального нефтяного рынка. Учитывая санкции, восточный вектор поставок становится приоритетным, а возможность использования собственных маршрутов даёт России уникальное преимущество. В таких условиях контракт между "Роснефтью" и "Росатомом" — это не просто сделка, а стратегическая связка между добычей и транспортом.

Тем более, что стоимость одного атомного ледокола ЛК-60Я превышает 50 миллиардов рублей, а его жизненный цикл достигает 40 лет. Долгосрочный контракт позволяет окупать такие инвестиции и эффективно планировать логистику проекта "Восток Ойл".

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Форум накормит за 12 тысяч: обед на ПМЭФ ошарашил ценой и меню вчера в 15:45

Обед на Петербургском международном форуме влетит участникам в копеечку — но что скрыто в этих 12 тысячах рублей, и зачем здесь севиче из тунца?

Читать полностью »
вчера в 14:55

"Газпром" создаёт новую программу развития до 2035 года с участием 200 экспертов. В фокусе — технологии водорода, цифровизация и экологический контроль.

Читать полностью »
Гроссмейстер от фондового рынка: путь Тимура Турлова вчера в 14:51

Капитализация Freedom превысила $10 млрд, а сам Турлов вошёл в элиту Forbes. Как он превратил рискованные ходы в победную партию, и чему учит свой путь?

Читать полностью »
Взяли под 20% — теперь бегут: что происходит с ипотекой в России вчера в 13:10

В 2025 году россияне с рыночной ипотекой массово гасят кредиты досрочно — узнали, что за этим стоит, почему льготники не торопятся и к чему готовятся банки.

Читать полностью »
Почему личные фонды в ОАЭ стали новым трендом вчера в 12:34

Российские капиталы уходят в личные фонды ОАЭ. Почему Дубай стал главным активным убежищем, и стоит ли спешить вслед за трендом?

Читать полностью »
Япония теряет экспорт: впервые за 8 месяцев — минус вчера в 12:05

Экспорт Японии впервые за 8 месяцев ушёл в минус, импорт упал рекордно с января — как пошлины, Китай и слабая иена меняют торговый баланс страны.

Читать полностью »
Деньги тают, как мороженое — спасение только в этих приёмах вчера в 11:35

Цены растут, ставки лезут вверх, мошенники активизировались. В новом бюджете-2025 всё по-другому — и вот как теперь нужно обращаться с деньгами.

Читать полностью »
Цена на нефть снизилась, но рынок остаётся на взводе вчера в 10:49

Нефть немного подешевела после стремительного роста, но ситуация на Ближнем Востоке и заявления Трампа снова могут встряхнуть рынок. Что происходит с Brent?

Читать полностью »