Атомный ледокол "Ямал"
Атомный ледокол "Ямал"
Юрий Манаков Опубликована 18.06.2025 в 20:24

Сверхпрочный союз: Росатом и Роснефть в Арктике

Когда нефтяной проект сталкивается с суровой арктической реальностью, в игру вступает ядерная мощь. Именно такой симбиоз скоро оформится официально: "Роснефть" и "Росатом" намерены подписать долгосрочный контракт на использование атомного ледокола. Судно будет закреплено за крупнейшим российским нефтяным проектом последних лет — "Восток Ойл", который осваивает арктические месторождения на Таймыре.

Атомный флот для Таймыра

О планах рассказал в интервью "Интерфаксу" специальный представитель "Росатома" по Арктике и заместитель председателя Госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов. По его словам, подписание первого долгосрочного контракта на ледокол — это важный этап в развитии проекта "Восток Ойл", реализуемого в северной части Красноярского края.

"Компания "Роснефть" реализует на севере Красноярского края масштабный проект "Восток Ойл". Планируется к подписанию первый долгосрочный контракт на атомный ледокол, который будет закреплен за проектом", — отметил Панов.

Такое решение не случайно: арктические маршруты требуют круглогодичной проводки судов, а обеспечить её под силу лишь атомному флоту. Особенно это важно для экспортной логистики в северных широтах, где ледовая обстановка может встать на пути даже летом.

Проект "Восток Ойл": амбиции и масштабы

"Восток Ойл" — стратегический актив "Роснефти", включающий целую группу месторождений на Таймырском полуострове. В 2024 году периметр проекта увеличился с 52 до 60 лицензионных участков, а ресурсная база выросла до впечатляющих 7 миллиардов тонн нефти.

Разработка ведётся поэтапно. Уже начата пробная добыча на Пайяхском и Ичемминском месторождениях, организован автотранспортный вывоз сырья. На Байкаловском участке продолжается опытно-промышленная эксплуатация. Эти месторождения входят в зону с крайне ограниченной инфраструктурой, поэтому каждый шаг требует сложной логистики и погодной устойчивости.

Трубопроводы, терминалы и причалы

Не менее амбициозен и проект магистрального нефтепровода "Ванкор — Пайяха — Бухта Север", который должен связать добычу на месторождениях с пунктами отгрузки. По данным компании, большая часть работ по укладке резервной нитки через реку Енисей уже выполнена.

Также в высокой степени готовности находятся два грузовых причала и причал для портового флота на терминале "Порт Бухта Север". Эти элементы — ключевые звенья для обеспечения бесперебойных поставок в условиях Арктики.

Почему без ледокола — никак?

Для вывоза нефти и доставки оборудования "Восток Ойл" опирается на Северный морской путь. Он считается кратчайшим маршрутом из России в Азию, однако большую часть года покрыт льдом. Атомные ледоколы способны прокладывать путь даже через 2-3-метровый лёд, двигаясь со скоростью до 10 узлов.

"Росатом" в последние годы последовательно обновляет флот: ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Урал" и другие новые суда ЛК-60Я уже начали службу. По данным самой госкорпорации, к 2030 году на Северном морском пути будет необходимо не менее 13-14 атомных ледоколов, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию.

Арктика становится зоной нефтяной конкуренции

Развитие арктической логистики важно не только для "Роснефти", но и в контексте глобального нефтяного рынка. Учитывая санкции, восточный вектор поставок становится приоритетным, а возможность использования собственных маршрутов даёт России уникальное преимущество. В таких условиях контракт между "Роснефтью" и "Росатомом" — это не просто сделка, а стратегическая связка между добычей и транспортом.

Тем более, что стоимость одного атомного ледокола ЛК-60Я превышает 50 миллиардов рублей, а его жизненный цикл достигает 40 лет. Долгосрочный контракт позволяет окупать такие инвестиции и эффективно планировать логистику проекта "Восток Ойл".

Подписывайтесь на Экосевер

Читайте также

Купили билет на концерт — а сцена оказалась виртуальной: новая схема обмана сегодня в 19:30

Как не попасться на фейковый сайт и сохранить деньги при покупке билетов на концерт или спектакль — пошаговые советы и реальные примеры схем мошенников.

Читать полностью »
Россия и Китай создают союз в сфере ИИ: начинается новая технологическая эпоха сегодня в 17:11

Россия и Китай создают экспертный совет по искусственному интеллекту и договорились совместно разрабатывать стандарты, кадры и технологии будущего.

Читать полностью »
После саммитов и контрактов — теперь и путешествия: РФ и КНР объединяют туристов сегодня в 15:04

Россия и Китай договорились развивать взаимные туристические поездки и упростить трансграничные платежи. Какие преимущества это даст путешественникам?

Читать полностью »
Вас заселили в ужасный номер? Есть способ поменять его бесплатно — главное знать порядок действий сегодня в 13:25

Что делать, если отель за границей не оправдал ожиданий? Турэксперт рассказала, как добиться замены номера без доплат и сохранить нервы.

Читать полностью »
Родитель вместо офиса: в России предложили платить за воспитание детей сегодня в 11:56

В Госдуме предложили платить зарплату родителям, которые временно оставляют работу ради воспитания детей. Почему идея вызвала интерес — и может ли она стать реальностью?

Читать полностью »
Миллион за месяц: кто сегодня зарабатывает больше топ-менеджеров в Москве сегодня в 9:47

В Москве появились вакансии, за которые готовы платить свыше миллиона рублей в месяц. Кто получает такие суммы и как попасть в этот список — рассказываем подробно.

Читать полностью »
Европу снова тянет на сладкое: российский шоколад возвращается на прилавки ЕС сегодня в 7:42

ЕС нарастил закупки российских сладостей, несмотря на санкции и изменения логистики. Почему европейцы продолжают покупать шоколад и что это значит для российских производителей?

Читать полностью »
Квартира мечты может обернуться кошмаром: 5 признаков, что вас хотят обмануть сегодня в 5:30

Мошенники придумывают всё новые схемы обмана при аренде жилья. Разбираем, как распознать аферу до перевода денег и не потерять квартиру или залог.

Читать полностью »