
Штрафы за винтики: как в 2025 году проверят каждую деталь госзакупки
Завезли, разобрали, пересобрали — и вот уже иностранный товар выглядит как российский. На фоне санкционного давления и растущей зависимости от собственных ресурсов вопрос импортозамещения стал не просто экономическим трендом, а настоящим стратегическим направлением для государства. И чтобы "отечественное" не оказалось подделкой, в дело вступает новый механизм: ужесточение контроля за закупками.
Президент Владимир Путин потребовал не просто усилить надзор за исполнением норм 223-ФЗ, регулирующего закупки госкомпаний, но и ввести санкции за нарушения. По его словам, нужно добиться, чтобы "жизнь соответствовала нормативной базе". Прозвучало и конкретное предложение: "вводите финансовые, экономические [санкции]. Штрафы, конечно, чтобы демотивировать нарушение этих норм".
Стимул или удушение?
"Важно понимать, что речь идет не просто о формальном соблюдении правил, а о стратегической задаче обеспечения технологического суверенитета России", — говорит сенатор Олег Голова.
Однако проблема не только в дисциплине — ещё и в сложностях с определением "отечественности".
"Порой не так просто определить, что является отечественным, потому что под видом отечественных комплектующих завозят [импортные], потом разбирают, и получается совсем не отечественное", — отметил президент.
"Полностью исключить лазейки невозможно, но усиление контроля вкупе с прозрачностью закупок может существенно снизить число нарушений", — признает директор по работе с крупным бизнесом Артем Кудрачев из СКБ
Минфин и цифровой контроль
С начала 2025 года в 223-ФЗ внесены изменения: теперь запрещено менять российский товар на импортный после заключения контракта.
"Отслеживание соблюдения запрета обеспечивается путем сопоставления информации, содержащейся в реестре договоров в единой информационной системе в сфере закупок", — пояснили в Министерстве финансов.
Новые нормы также перекочевали из 44-ФЗ — положительный опыт их применения стал поводом для расширения требований. Но пока не все ведомства успели выстроить систему на практике.
Где импортозамещение уже сработало
По сводным данным ведомств, в 2025 году Россия добилась заметных успехов в ряде отраслей. В телекоммуникациях начато производство модулей для базовых станций LTE и 5G. В автопроме — доля отечественных компонентов достигла 40%, а поддержка локального производства увеличилась вдвое. Пищевка, медицина, аграрный сектор — всё больше товаров производится на российской территории.
Но в станкостроении и энергетике темпы ниже — там пока выручают китайские поставки и ретрофитинг, то есть модернизация старых станков. Проблемы — с кадрами и логистикой.
Тем не менее тренд понятен: крупные компании активно развивают отечественные решения, особенно в цифровой сфере и технологической безопасности.
Бюрократия против здравого смысла?
"Важно не перегрузить предпринимателей лишней бумажной волокитой. Мы предлагаем пересмотреть постановление № 719, чтобы упростить подтверждение производства на территории РФ", — предостерегает президент ТПП РФ Сергей Катырин.
"С одной стороны, штрафы дисциплинируют. С другой — компании могут испугаться даже пробовать замену, если аналогов нет. Это создаст проблемы при госзакупках", — продолжает Катырин.
С таким подходом согласны и другие представители власти.
"Штрафы — это допзатраты, а значит, в конечном счёте, заплатит потребитель", — рассуждает Пётр Коротченко депутат Ставропольского края и представитель "Деловой России".
Он уверен: Его предложение — создать комиссии с участием бизнеса, чтобы снизить административную нагрузку.
Баланс между кнутом и пряником
Сценарий с тотальным контролем — не единственный возможный. Эксперты убеждены: нужно стимулировать производство, повышать прозрачность закупок, но не душить бизнес санкциями. Иначе механизм, призванный развивать экономику, превратится в очередной тормоз.
Наиболее логичный путь — гибкая система: с одной стороны, вводятся штрафы и цифровые механизмы контроля, с другой — развиваются программы поддержки и упрощается взаимодействие с госзаказчиком.
Подписывайтесь на Экосевер